Россия широко прибегает к внешним ресурсам как важному неинфляционному источнику финансирования развития. Внешние ресурсы поступают главным образом из международных финансовых организаций и в рамках официального финансирования на двусторонней основе. Основными кредиторами России являются Германия, США и Италия. Россия с 1992 г. является членом МВФ и Группы Всемирного банка, а также Европейского банка реконструкции и развития. Только за год, прошедший после вступления России в эти международные организации, ей предоставлено финансовых и товарных кредитов на сумму около 3,5 млрд долл. Основная часть полученных кредитов, впрочем, носит связанный характер.
Увеличению кредитования России препятствует накопленная ею внешняя задолженность, равная в конце 2004 г. 192,1 млрд долл. (с учетом долгов бывшего СССР). Из общей суммы российского долга 67% — задолженность по ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, 17% — задолженность перед международными финансовыми организациями, 12% — долг по межправительственным кредитам. Отношение внешнего долга всех секторов экономики к ВВП составило 42% и уменьшилось по сравнению с 2003 г. (44%), а по сектору государственного управления упало с 30 до 24%.
Низкая платежеспособность России объясняется рядом обстоятельств. Ей приходится платить по внешним долгам всего бывшего Советского Союза. Кроме того, не удается добиться централизации необходимых для эффективного обслуживания долга объемов валютной выручки. Значительная доля валюты принадлежит экспортерам и банкам, а часть валюты оседает за границей. Только в течение 90-х годов из России было вывезено капитала на сумму до 200 млрд долл.
В сложившихся условиях Россия провела успешные переговоры об отсрочках выплаты долга с международными финансовыми организациями, с официальными кредиторами и коммерческими банками — кредиторами бывшего СССР.
В то же время у России имеются долговые требования к развивающимся странам, оцениваемые примерно в 160 млрд долл. (в том числе просроченные на сумму 52 млрд долл.). Долги развивающихся стран связаны с поставками им в кредит сырья, оборудования, строительных услуг. Возможности возврата долгов состоят в переводе в российскую собственность (в счет оплаты долга) пакетов акций предприятий этих стран, конвертации долговых обязательств в долгосрочные облигации с последующей их реализацией на финансовых рынках. Однако долги части стран (Афганистана, Никарагуа, Эфиопии и др.) вряд ли будут возвращены.
Одновременно Россия продолжает предоставлять торговые и финансовые кредиты развивающимся странам и государствам — членам СНГ. Экспортом ссудного капитала из России за границу являются также открытие банковских вкладов за границей, приобретение наличной иностранной валюты.