| Показатель | Базисный период | Отчет |
| Эксплуатационные тонно-километры S Pl э, млн. | ||
| Пробег груженых вагонов S nS гр, тыс. вагоно-км | ||
Динамическая нагрузка на груженый вагон , т
| 41,5 |
Выделим факторы:
– количественный,
– качественный. Зависимость результативного показателя (
) от факторов, определяющих его уровень, выражается формулой:
=
×
.
Методика расчета влияния факторов на эксплуатационные тонно-км следующая:
– расчет
за базовый период:
=
×
= 2122506 × 41,5 = 88084 млн. ткм;
– расчет первой подстановки:
=
×
= 2104381×41,5 = 87331,8 млн. ткм;
– определение влияния на величину
количественного фактора:
=
–
= 87331,8 – 88084 = –752,2 млн. ткм;
– расчет второй подстановки:
=
×
= 2104381×42 = 88384 млн. ткм;
– определение влияния на величину
качественного фактора:
=
–
= 88384 – 87331,8 = 1052,2 млн. ткм;
– определение общего изменения результативного показателя:
=
–
=
+
=
= 88384 – 88084 = –752,2 + 1052,2 = 300.
Задача 2.1. Определить влияние факторов на изменение доходов от перевозок грузов, если объем перевозок сократился с 43,2 до 37,8 млн. ткм, а средняя доходная ставка за 10 тарифных ткм увеличилась с 65,3 до 72,1 коп. Сделать вывод.
Задача 2.2. По данным табл. 2.2 требуется оценить причины отклонения от базисного значения величины тарифных тонно-километров.
Т а б л и ц а 2.2
| Показатели | Условные обозначения | Базисный период | Отчет |
| Тарифные тонно-километры, млн. |
| ||
| Количество перевезенных тонн, тыс. |
| ||
| Средняя дальность перевозки, км | l |
Задача 2.3. По приведенным данным (табл. 2.3) проанализировать влияние факторов на среднесуточную производительность вагона. Аналитическая модель – формула имеет следующий вид:
.
Т а б л и ц а 2.3
| Показатели | Базисный период | Отчет |
| Динамическая нагрузка груженого вагона, т | 41,5 | |
| Доля порожнего пробега вагонов, % | 31,0 | 30,6 |
| Среднесуточный пробег вагона, км |






