Жизненный цикл проекта и организации

I.)Понятие жизненного цикла проекта является одним из важнейших для менеджера, поскольку именно текущая стадия определяет задачи и виды деятельности менеджера, используемые методики и инструментальные средства.

Жизненный цикл проекта используется:

-Для определения начала и конца проекта;

-Для исследования целесообразности проекта;

-Для выявления связующих видов деятельности, которые необходимы после завершения проекта -Для использования полученных результатов;

-Для определения того, что должно быть сделано на каждой фазе проекта (цели - продукты).

Деление проекта на фазы, их набор и последовательность определяются нуждами контроля исполняющей организации.

Каждая фаза может характеризоваться по таким параметрам, как:

-Стоимость;

-Продолжительность;

-Степень вовлечения персонала;

-Степень вероятности успеха проекта;

-Влияние ключевых участников.

Типичный жизненный цикл проекта, как видно на рис.1, состоит из 4 фаз:

-Начальная фаза (концепция).

-Фаза разработки.

-Фаза реализации.

-Фаза завершения.

рис.1

Какие работы входят в состав основных фаз проекта?

Фаза концепции посвящена разработке концепции проекта и включает в себя:

-Сбор исходных данных и анализ существующего состояния (предварительное обследование).

-Выявление потребности в изменениях (в проекте).

Определение проекта:

-цели, задачи, результаты;

-основные требования, ограничительные условия, критерии;

-уровень риска;

-окружение проекта, потенциальные участники;

-требуемое время, ресурсы, средства и др.

Определение и сравнительная оценка альтернатив.

Представление предложений, их апробация и экспертиза.

Утверждение концепции и получение одобрения для следующей фазы.

В фазе разработки разрабатываются основные компоненты проекта, и осуществляется подготовка к его реализации.

Основные работы этой фазы:

1. Назначение руководителя проекта и формирование команды проекта, в первую очередь ключевых членов команды.

Установление деловых контактов и изучение целей, мотивации и требований заказчика и владельца проекта, других ключевых участников.

2. Развитие концепции и разработка основного содержания проекта:

конечный результат(ы) и продукт(ы), стандарты качества, структура проекта, основные работы, требуемые ресурсы.

3. Структурное планирование, в т.ч.:

-декомпозиция проекта, в т.ч. WBS,

-календарные планы и укрупненные графики работ и обеспечения,

-смета и бюджет проекта,

-потребность в ресурсах,

-процедуры УП и техника контроля,

-определение и распределение рисков.

4.Организация и проведение торгов, заключение субконтрактов с основными исполнителями.

5.Организация выполнения базовых проектных и опытно-конструкторских работ по проекту.

6.Представление проектной разработки.

7. Получение одобрения на продолжение работ по проекту.

В фазе реализации выполняются основные работы, необходимые для достижения проекта.

Данная фаза включает в себя:

1. Организацию и проведение торгов, заключение контрактов

2. Полный ввод в действие разработанной системы УП.

3. Организацию выполнения работ.

4. Ввод в действие средств и способов коммуникации и связи участников проекта.

5. Ввод в действие системы стимулирования (участников) проекта.

6. Детальное проектирование и технические спецификации.

7. Оперативное планирование работ.

8. Установление системы информационного контроля за ходом работ.

9. Организацию и управление материально-техническим обеспечением работ, в т.ч. запасами, закупками.

10. Выполнение работ, предусмотренных проектом (в т.ч. производство строительно - монтажных и пуско-наладочных работ).

11. Руководство, координация работ, согласование темпов, мониторинг прогресса, прогноз состояния, оперативный контроль и регулирование основных показателей проекта:

a. ход работ, их темпы,

b. качество работ и проекта,

c. продолжительность и сроки,

d. стоимость и другие показатели.

12. Решение возникающих проблем и задач.

В завершающей фазе (или фазе окончания) проекта достигаются конечные цели проекта, подводятся итоги, разрешаются конфликты и проводится закрытие проекта. Основные работы этой фазы:

-Планирование процесса завершения.

-Эксплутационные испытания окончательного продукта(ов) проекта.

-Подготовка кадров для эксплуатации создаваемого объекта.

-Подготовка документации, сдача объекта заказчику и ввод в эксплуатацию.

-Оценка результатов проекта и подведение итогов.

-Подготовка итоговых документов.

-Закрытие работ и проекта.

-Разрешение конфликтных ситуаций.

-Реализация оставшихся ресурсов.

-Накопление фактических и опытных данных для последующих проектов.

-Расформирование команды проекта.

II.) Жизненный цикл организации – совокупность стадий развития, через которые проходит организация за период своего функционирования.

Жизненный цикл имеет следующий вид: зарождение и становление, рост, когда фирма активно заполняет выбранный ею сегмент рынка, зрелость, когда фирма пытается сохранить имеющуюся долю рынка под своим контролем и старость, когда фирма быстро теряет свою долю рынка и вытесняется конкурентами. В дальнейшем организация либо ликвидируется, либо вливается в более крупную, либо разбивается на более мелкие организации, которые в зависимости от ситуации могут оказаться на стадии роста или зрелости (реже – других стадиях). Сколько организаций, столько и разных типов жизненного цикла.

Организация находится в стадии становления,

формируется жизненный цикл продукции. Цели еще нечеткие, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения. В эту стадию входят следующие явления: зарождение, поиск единомышленников, подготовка к реализации идеи, юридическое оформление организации, набор операционного персонала и выпуск первой партии продукта.

Происходит создание организации. Основателем выступает предприниматель, в одиночку или с несколькими соратниками выполняющий все работы. В компанию на этой стадии часто приходят люди, привлеченные самой личностью создателя и разделяющие его идеи и надежды. Коммуникации между сотрудниками легки и неформальны. Все работают много и долго, переработки компенсируются скромными зарплатами, благодарностью начальства и надеждами на будущие доходы.

На этапе возникновения фирмы очень важно определить стратегию конкурентной борьбы: Первая стратегия – силовая, действующая в сфере крупного производства товаров и услуг. Вторая стратегия – приспособительная: Задачи таких фирм: удовлетворять индивидуальные потребности конкретного человека. Третья стратегия: нишевая глубокая специализация производства-то, что организация может делать лучше других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: