Себестоимость продукции, характеризуя затраты на производство, является наилучшим мерилом того, насколько рационально используются организацией основные фонды, материальные и трудовые ресурсы. Значение анализа себестоимости определяется той связью, в которой она находится с другими экономическими показателями. Общеизвестно, что при прочих равных условиях, чем ниже себестоимость, тем выше прибыль организации от производства и реализации продукции (товаров, услуг), Поэтому снижение себестоимости является постоянно действующим фактором роста эффективности производства. Основными задачами анализа себестоимости являются: контроль за ходом снижения себестоимости; выявление факторов, обусловивших отклонения фактических показателей от плана и от прошлых периодов; выявление резервов и путей дальнейшего снижения себестоимости продукции. Для целей анализа и планирования исчисляют различные показатели себестоимости: себестоимость единицы продукции, себестоимость сравнимой продукции, себестоимость несравнимой продукции, себестоимость всей реализованной продукции. По объему затрат, которые включаются в себестоимость, различают цеховую себестоимость, заводскую себестоимость и полную себестоимость. Полная себестоимость — основная оценка себестоимости продукции организации. В зависимости от периода, когда подсчитывалась себестоимость, различают также себестоимость прошлого и отчетного года. И наконец, различают себестоимость плановую и фактическую.
Затраты на производство группируются по экономическому содержанию и рассчитываются по формуле: С = М + А + 3,п„ + 3, 114 где С — затраты на производство в денежном выражении; М — материальные затраты; А — затраты средств труда (амортизация); 3 — затраты на заработную плату и отчисления на социальное страхование; 3 — прочие денежные расходы, не распределяемые по элементам.
Финансовый анализ прибыли и рентабельности