Вопрос 52: Метод закупок «точно в срок»

Реализация закупок "точно в срок" основывается на договорах с поставщиками на поставку малых партий материалов непосредственно на производство в точно указанное время. Это могут быть ежедневные поставки, поставки дважды в день, а иногда почасовые поставки закупаемых компонентов. Такой подход контрастирует с обычным подходом, когда закупается большое количество материалов, поставляемых наперед, задолго до использования их в производстве. Особенностями закупок «точно в срок» являются следующие.

• Уменьшенные размеры партий.

• Частые и надежные поставки по графику.

• Малое время выполнения заказа и высокая надежность.

• Высокий уровень качества закупаемых материалов.

Конечная цель закупок «точно в срок»— подбор единственного надежного источника для каждого комплектующего и объединение нескольких комплектующих, поставляемых разными поставщиками. Результатом будет уменьшение количества поставщиков.

Преимущества закупок «точно в срок»:

1. Стабильное качество. Привлекая поставщиков на ранних этапах разработки изделия, можно обеспечить высокое качество изделий.

2. Экономия на ресурсах. При использовании ограниченного числа поставщиков необходимы меньшие инвестиции и ресурсы, например время, транспортировка и техника.

3. Снижение затрат. Общий объем закупаемых материалов выше, что в конечном счете ведет к снижению удельных затрат.

4. Особое внимание. Поставщики оказывают особое внимание покупателям, так как покупатель представляет большой счет.

5. Экономия на инструментах. Поставщики часто снабжают инструментами своих покупателей. Сконцентрировавшись только на одном поставщике, можно сэкономить на затратах на инструмент.

6. Установление долгосрочных взаимоотношений. Установление долгосрочных взаимоотношений с поставщиками увеличивает доверие и уменьшает риск сбоев в поставках деталей на предприятие покупателя. Это, наверное, самое главное преимущество по сравнению с другими

Вопрос 53: Роль планирования трудового процесса и распределение трудовых обязанностей

Планирование трудового процесса можно определить как функцию, конкретизирующую трудовую деятельность отдельного работника или группы в определенных производственных условиях. Целью планирования труда является такое совершенствование производственных структур, которое удовлетворяет как требованиям организации и технологического процесса, так и требованиям персонала и отдельных лиц.

На принятие решений при планировании труда оказывают влияние следующие факторы.

1. Контроль качества как часть обязанностей рабочего. Контроль качества, который теперь часто называют "качество у истока" связан с концепцией делегирования полномочий. Делегирование полномочий, в свою очередь, дает рабочему возможность останавливать производственную линию при возникновения проблем с качеством или, в случае неудовлетворительного обслуживания, дает право возмещать клиенту нанесенный ему ущерб непосредственно на рабочем месте.

2. Многопрофильное обучение рабочих для выполнения работ, требующих высокой квалификации. Необходимость его возникла в связи со стремлением компаний сократить число работающих при условии, что оставшиеся работники смогут выполнять различные задания и в большем количестве.

3. Бригадная организация и привлечение работающих к планированию и организации работы. Этот подход является характерной чертой всеобщего управления качеством (TQM) и непрерывного улучшения производственного процесса.

4. "Информирование"рабочих через телекоммуникационные сети и компьютеры с целью расширения функций рабочих и обеспечения возможности их выполнения. В этом контексте информирование означает не просто автоматизацию работы, а пересмотр всей основы трудового процесса.

5. Широкое использование временных рабочих.

6. Автоматизация тяжелого ручного труда.

7. Для всех работодателей наиболее существенное влияние на принятие решения по планированию трудового процесса оказывают организационные меры, гарантирующие значимые стимулы и ощутимое вознаграждение за результаты работы.

Распределение трудовых обязанностей(специализация труда):

Специализация труда является обоюдоострым мечом планирования трудового процесса. С одной стороны, специализация способствует достижению высокой производительности и снижению издержек производства. А с другой — чрезмерная специализация (особенно в массовом производстве продукции) часто оказывает серьезное отрицательное воздействие на рабочих, что, в свою очередь, так или иначе сказывается на результатах функционирования производственных систем. По сути, проблема заключается в определении необходимой степени специализации.

Последние исследования показывают, что недостатки узкой специализации доминируют в значительно большей степени, чем считалось раньше. Однако просто заявить, что по чисто гуманным причинам следует избегать специализации труда —слишком рискованно. Причина кроется в различном отношении людей к работе и в их желании получить определенные результаты от работы. Некоторые рабочие предпочитают индифферентно относиться к работе, другие "грезят" о ней, а некоторые просто не в состоянии выполнять более сложную работу. Чтобы улучшить качество выполняемой работы, ведущие фирмы при планировании трудового процесса применяют различные подходы.

Преимущества и недостатки специализации труда

Преимущества специализации:

Для управления Для работников
1.Быстрое обучение рабочих 1. Для получения работы не требуется образование, а если требуется, то минимальное
2. Простота найма новых рабочих 2. Простота обучения работе
3. Высокая производительность благодаря простой и однообразной работе  
4. Низкие ставки заработной платы, обусловленные легкой заменяемостью рабочей силы  
5. Возможность жесткого контроля за рабочим потоком и загруженностью работой  

Недостатки специализации:

Для управления Для работников
1. Сложность контроля качества продукции, так как никто не отвечает за конечный продукт 1. Однообразная монотонная работа
2. Скрытые издержки, возникающие из-за неудовлетворенности рабочих работой, текучести кадров, прогулов, опозданий, трудовых конфликтов и намеренных срывов производственного процесса 2. Неудовлетворенность работой из-за незначительного вклада каждого рабочего в производимое изделие
3. Малые возможности улучшения процесса из-за ограниченных перспектив для рабочих 3. Незначительный контроль или полное его отсутствие за темпом работы, ведущее к неуверенности в своих силах и утомлению (в случае работы на сборочном конвейере)
4. Ограниченная гибкость процесса освоения производства новых или улучшения выпускаемых изделий ' 4. Малая возможность получения лучшей работы, так как пооперационная работа почти не позволяет совершенствовать профессиональные навыки

54

Экономика и эффективность труда - функциональная научная дисциплина, изучающая закономерности и экономическую эффективность трудовых процессов. Данная дисциплина межотраслевая., поскольку всеобщим объектом, который имеется во всех отраслях и сферах экономики, является труд. Труд является основой жизнедеятельности общества и каждого члена, предприятия, организации. «Труд» - это сознательная, целенаправленная и легитимная (не запрещенная законом), востребованная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей (благ), удовлетворяющих определенные человеческие потребности, эта деятельность должна быть эффективно, экономично, рационально организована, в процессе труда формируется система социально-трудовых отношений на уровне народного хозяйства, региона, фирмы и индивида. Труд является объектом экономики и эффективности труда.

Понятие труд имеет два существенно различных значения: труд как процесс (вид деятельности человека) и труд как вид экономических ресурсов.

Труд как процесс - бид деятельности человека по производству благ и ресурсов, необходимых для потребления в домашнем хозяйстве, или для экономического обмена, или для того и другого.

Сущность трудового процесса определяется следующими основными аспектами:

• психофизиологическим (затраты энергии человека и его эмоциональное состояние);

• технологическим (действия человека, направленные на преобразование ресурсов в блага);

• социально-экономическим (полезность результатов труда и мотивы людей, побуждающие их производить материальные, интеллектуальные и духовные блага, например, мотив получения доходов, удовлетворение условиями труда).

Т.о., трудовой процесс - это деятельность человека по производству благ и ресурсов. Основными характеристиками процессов труда являются: полезность результатов, затраты времени и энергии работников, их доходы и степень удовлетворения от содержания выполняемых функций.

Труд как вид экономических ресурсов характеризует возможности участия человека или группы людей в процессах производства благ и ресурсов. Эти возможности целесообразно определять как трудовой потенциал, характеристиками которого являются здоровье, нравственность, творческий потенциал, активность, организованность, образование, профессионализм, ресурсы рабочего времени.

Поскольку труд изучается и друтими дисциплинами (такими как физиология и психология труда, эргономика, социология труда, трудовое право и др.), целесообразно уточнить предмет данной дисциплины. Предмет экономики и эффективности труда - экономические закономерности построения и осуществления трудовых процессов, факторы и условия их эффективности, экономические отношения людей по пободу использования труда в масштабе страны, региона, организации.

Содержание данной учебной дисциплины, исходя из сформулированного предмета, складывается из нескольких блоков (разделов), взаимодействие которых представлено на рис.1
Изучаемая дисциплина строится на ряде основополагающих терминов и понятий таких., как «труд», «предмет труда», «средства труда», «рабочая сила», «рынок труда», «трудовые ресурсы», «персонал», «человеческий капитал», «эффективность труда».

Предметы труда - это вещь или комплекс вещей, на которые человек воздействует в процессе труда с помощью средств труда с целью приспособления их дтя удовлетворения личных и производственных потребностей.

Средства труда - это орудия производства, с помощью которых человек воздействует на предметы труда и что создает ему необходимые условия дтя труда (здания и помещения, сооружения, в т.ч. рабочее место).

Рабочая сила - это совокупность физических и интеллектуальных особенностей человека, которые используются им в процессе труда, которая выражается в способности к труд}-.

Рынок труда - это система общественных отношений с согласованными интересами работодателей и наемной рабочей силы.

Однако, в современной экономической литературе, как и в классической, существуют две точки зрения относительно более грамотного названия «рынок труда» или «рынок рабочей силы».

Английские классики А.Смит и Д.Рикардо считали, что товаром на рассматриваемом рынке является труд, что «труд имеет свою естественную и рыночную цену». Такого же мнения придерживаются в настоящее время представители неоклассического направления экономической мысли. В XIX е. К.Маркс в работе «Капитат» показал, что действительным товаром является не труд, а рабочая сила - способность к труду. Поэтому и рынок одни экономисты называют рынком труда, а другие - рынком рабочей силы. Чуть позже в экономической литературе появились еще термины «рынок трудовых ресурсов» и «рынок трудовых услуг». Нередко все эти термины употребляются как синонимы, но они несут разную смысловую нагрузку'. Рабочая сила - это способность к труду', труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование предметов природы в вещь, удовлетворяющую потребности человека. Трудовая услуга - термин близкий к термит* «труд», но он подчеркивает, что это вид деятельности, удовлетворяющий потребность в момент его осуществления. Т.е. представляет благо не в форме вещи: а форме деятельности; например, обучение, лечение, транспортное, бытовое обслуживание и т.д Вышеперечисленные понятия не тождественны. Следовательно, и соответствующие названия рынков без соответствующих корректив также не являются тождественными понятиями. Наконец, трудовые ресурсы — это часть населения страны, обладающая физическими и духовными способ­ностями для осуществления труда. На практике к ним относятся в России люди в трудоспособном возрасте: мужчины 16—59 лет, женщины — 16—54 года за исключением неработающих инвалидов I и II группы. К ним прибавляются фактически работающие пенсионеры и подростки (до 16 лет). В целом можно сказать, что данные определения являются общепризнанными.

Трудовые ресурсы - это часть населения, занятого трудовой деятельностью и не занятого, но желающего работать и ищущего работу. Трудовые ресурсы организаций общепринято называются персоналом. Персонал организации - это ее работники, непосредственно участвующие в процессе ее деятельности, ее обслуживании и управлении.

Человеческий капитал - это имеющийся у каждого работника запас знаний, навыков и мотиваций, которые он использует в процессе трудовой деятельности.

Эффективность труда - это получение положительного результата в процессе труда; разность между полученной экономией и затратами, связанными с внедренными трудовыми мероприятиями.

55

Систему оплаты труда можно назвать методом или средством определения заработной платы или жалованья. По существу, система оплаты труда представляет собой центральный механизм регулирования трудовых отношений. Для менеджмента значимость систем оплаты труда отражается в том, что поиски новых и лучших способов оплаты труда наемных работников часто представляются непрерывным и вечным занятием.

Руководитель имеет дело с двумя главными типамивознаграждения: внутренним и внешним.

Внутреннеевознаграждение дает сама работа. Например, это чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Дружба и общение, возникающие в процессе работы, также рассматриваются как внутреннее вознаграждение. Наиболее простой способ обеспечения внутреннего вознаграждения - создание соответствующих условий работы и точная постановка задачи. Фирма "Вольво", например, упразднила часть линий конвейерной сборки на одном из экспериментальных заводов, заменив их сборочными бригадами, чтобы увеличить внутреннее вознаграждениедля рабочих, но по некоторым данным себестоимость автомобилей при этом заметно возросла и фирма попала в затруднительное финансовое положение.

Внешнее вознаграждение - это такой тип вознаграждения, который чаще всего приходит в голову, когда слышишь само слова "вознаграждение". Внешнее вознаграждение возникает не от самой работы, а дается организацией. Примеры внешних вознаграждений - зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа (такие как угловой личный кабинет), похвала и признание, а также дополнительные выплаты (дополнительный отпуск, автомобиль, оплата определенных расходов и страховок,

Можно провести широкое различие между системами оплаты труда на основе двух основополагающих принципов: времени и результата труда. Повременную оплату (payment by time) можно относительно кратко рассмотреть в рамках структурных и административных условий и охарактеризовать относительно простыми терминами. Труд сотрудника оплачивается за его пребывание на рабочем месте в течение заранее оговоренного периода времени. А заработная плата определяется на основе этого временного периода как почасовая ставка, еженедельное жалованье или ежегодная заработная плата. Иногда повременная оплата дополняется оплатой на основе результата, наряду с которой временная ставка может также использоваться в качестве запасного критерия оплаты на случай, если сотрудник не сможет выполнить минимальных норм результативности.

56

-Установлению правильных соотношений между мерой труда и мерой его оплаты способствует нормирование труда. С помощью нормирования труда определяется мера затрат труда на выполнение определенного объема работы в заданных условиях. Мера затрат может быть выражена временем, объемом работы, численностью работников и объектов обслуживания.

Различают нормативы и нормы труда. Нормативы труда характеризуют научно обоснованные, централизованно разработанные показатели затрат труда. На их основе предприятия самостоятельно разрабатывают свои нормы труда. Таким образом, норма труда — это норматив труда, скорректированный на местные условия труда.

Применяются нормативы и нормы труда: а) выработки; б) обслуживания; в) времени; г) времени обслуживания; д) численности работников. Своего рода мерой оплаты труда выступает и сдельная расценка.

Метод нормирования — это совокупность приемов по определению необходимых затрат времени, анализу процессов труда, выявлению и учету нормообразующих факторов, использованию материалов наблюдений, проектированию рационального состава и содержания операции, по разработке нормативов и норм труда. Следовательно, метод нормирования содержит общие указания о способах решения задач, встающих перед нормировщиком, который определяет затраты и результаты труда. Наряду со способами расчетов перечисляются и исходные данные, используемые для определения конкретной величины нормы труда на ту или иную работу.

Точность установления необходимой и достаточной величины затрат рабочего времени в решающей степени зависит от метода нормирования.

57

. Система качества в производственном менеджменте. Планирование уровня качества

Система качества создается и внедряется как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижение поставленной цели.

Политика предприятия в области качества формируется высшим руководством предприятия.

Система качества включает: обеспечение качества; управление качеством; улучшение качества. Она создается руководством предприятия как средство реализации политики в области качества.

В системе качества функционируют заказчик (потребитель) и поставщик (изготовитель).

Система качества, обеспечивающая политику предприятия и достижение цели в области качества включает:

1. Маркетинг, поиск и изучение рынка.

2. Проектирование и /или разработка технических требований, разработка продукции.

3. Материально-техническое снабжение.

4. Подготовка и разработка технических процессов.

5. Производство.

6. Контроль, проведение испытаний и обследований.

7. Упаковка и хранение.

8. Реализация и распределение

9. Монтаж и эксплуатация.

10. Техническая помощь в обслуживании.

11. Утилизация после использования.

12. Первичным является формирование и документальное оформление руководством фирмы (предприятия) политики в области качества.

13. При формировании политики могут быть следующие направления:

14. улучшение экономического положения предприятия за счет улучшения качества;

15. расширение или завоевание новых рынков сбыта;

16. достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;

17. снижение дефектности и др.

18. Политика в области качества должна быть изложена в специальном документе, оформлена в виде программы.

19. Общая система управления качеством может иметь подсистемы по отдельным видам продукции или деятельности фирмы.

20. Деятельность по гарантии качества включает:

21. планирование и проектирование;

22. проектирование технологических процессов и подготовка производства;

23. изготовление;

24. проверка качества;

25. предотвращение ухудшения качества;

26. реклама;

27. сбыт;

28. послепродажное обслуживание;

29. получение информации от потребителя;

30. проверка системы гарантии качества.

Под планированием качества продукции понимается установление обоснованных заданий по ее выпуску с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент или в течение заданного интервала времени.Планирование повышения качества должно опираться на научно обоснованное прогнозирование потребностей внутреннего и внешнего рынка. При этом большую роль в правильном обосновании планов повышения качества приобретают использование данных о результатах эксплуатации продукции, обобщение и анализ информации о фактическом уровне ее качества.

Действенность планирования повышения качества должна обеспечиваться тем, что оно осуществляется на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий, включая проектирование, производство и эксплуатацию. Планы повышения качества должны обеспечиваться необходимыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а планируемые показатели и мероприятия по повышению качества тщательно обосновываться расчетами экономической эффективности.

В перечень главных задач планирования повышения качества продукции входят:

обеспечение выпуска продукции с максимальным соответствием ее свойств существующим и перспективным потребностям рынка;
достижение и превышение технического уровня и качества лучших отечественных и зарубежных образцов;
установление экономически оптимальных заданий по повышению качества продукции с точки зрения их ресурсного обеспечения и запросов потребителей;
совершенствование структуры выпускаемой продукции путем оптимизации ее типоразмерного ряда;
увеличение выпуска сертифицированной продукции;
улучшение отдельных потребительских свойств уже выпускаемой продукции (надежности, долговечности, экономичности и др.);
своевременная замена, сокращение производства или снятие с производства морально устаревшей и неконкурентоспособной продукции;
обеспечение строгого соблюдения требований стандартов, технических условий и другой нормативной документации, своевременное внедрение вновь разработанных и пересмотр устаревших стандартов;
разработка и реализация конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение заданного уровня качества;
увеличение экономической эффективности производства и использование продукции улучшенного качества.

Предметами планирования качества продукции являются в конечном итоге различные мероприятия и показатели, отражающие как отдельные свойства продукции, так и разнообразные характеристики системы и процессов управления качеством. Эти показатели находят свое отражение в конкретных заданиях по улучшению качества продукции, в планах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стандартизации и метрологического обеспечения, внедрения систем управления качеством, технического развития предприятия, подготовки кадров и т. д.

Планирование повышения качества продукции базируется на общих принципах планирования и применении методов планирования. К общим принципам планирования относят:

  • сочетание централизованного руководства с самостоятельностью подразделений;
  • пропорциональность, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия;
  • комплексность (полнота) – взаимоувязка всех сторон деятельности предприятия;
  • детализация – степень глубины планирования;
  • точность – степень допусков и отклонений параметров плана;
  • простота и ясность – соответствие уровню понимания разработчиков и пользователей плана;
  • непрерывность – цельность временного пространства планирования;
  • эластичность и гибкость – возможность использования резервов и учет альтернатив;
  • научность – учет в планировании новейших достижений науки и техники, требований перспективных стандартов, потребностей рынка (как существующих, так и перспективных);
  • экономичность – эффективность плановой деятельности с позиций соотношения (целевой результат)/затраты.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: