Показатель прогноза социального явления – это операционная характеристика социально значимого явления или процесса, которая отражает его свойства, связи или отношения, являясь в тоже время инструментом их измерения.
Структура показателя
подразделяется на две основные составляющие: индикатум (измеряемое) и индикатор (измеряющее). Например, средний возраст вступления в брак – характеристика, являющаяся индикатумом, подразумевает определенное число – индикатор.
Модель социального объекта преполагает
1) разработку концептуальной модели социального объекта;
2) построение тезауруса показателей;
3) экспертные оценки значимости показателей;
4) математико–статистические оценки значимости показателей.
Составление предварительного перечня индикатумов
} предварительный анализ аналогичных моделей, имеющихся в литературе;
} информационный анализ текстов, потенциально содержащих искомые индикатумы;
} очный опрос экспертов, способных назвать искомые индикатумы;
} заочный опрос экспертов с той же целью;
} так называемый имитационный опрос экспертов с той же целью (анализ научной литературы, при котором авторы рассматриваются как эксперты, а соответствующие цитаты из их трудов – как экспертные оценки по заранее избранному кругу вопросов);
} опрос населения;
} моделирование (операции с моделями предмета исследования).
Способы минимизации индикаторной системы до оптимальных масштабов:
1) Замена групп однородных показателей обобщающими индексами (требует предварительного развития теории индексации социальных явлений и процессов, находящейся пока в зачаточном состоянии);
2) Агрегация групп однородных показателей с конструированием высоко агрегированных показателей более общего характера, чем первоначальные частные;
3) Выделение по каждой группе однородных показателей так называемого «проблемного показателя», т.е. показателя, наиболее тесно связанного с какой-либо отдельной социальной проблемой (наиболее экономичен и весьма оперативен, но грозит односторонним подходом).