Виды анализа (классификация)

Процесс анализа зависит от многих факторов: объекта, цели. объема и т.д. Поэтому существует много видов анализа. Для прояснения ситуации АХД классифицируют по признакам:

1. По субъектам анализа: внешний (вышестоящая организация, банки, кредиторы и др.) и внутренний – осуществляется руководителями и службами предприятия.

2. По объектам анализа: анализ деятельности отрасли, организации, подразделения, рабочего места, хозяйственной операции.

3. По цели: для планирования, контроля, выбора оптимального управленческого решения, выявления внутренних резервов, повышения эффективности работы, выбора варианта вложения финансовых средств.

4. По периодичности проведения анализа: разовый (экономическое обоснование, стихийное бедствие, ликвидация) и периодический (постоянно выполняемый), который делиться на оперативный, предварительный, последующий, перспективный.

5. По степени охвата деятельности объекта: комплексный, тематический, сплошной (охватывает несколько периодов), выборочный (один период).

6. По объектам управления:

- технико-экономический анализ - взаимодействие технических и экономических процессов (выполняют технические службы);

- финансово-экономический анализ – финансовые результаты, эффективность использования капитала, финансовой устойчивости и платежеспособности (финансовые службы и кредитные организации);

- маркетинговый – изучение внешней среды, рынков. конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирование ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинга (служба маркетинга);

- и т.д.: социально-экономический, экономико-статистический, экономико-экологический.

7. По методике изучения объекта:

- сопоставительный – сопоставление факта с планом, прошлым периодом, средними показателями, нормативами и т.д.;

- факторный – выявление влияния отдельных факторов на уровень результативных показателей;

- диагностический – установление нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков. характерных только для данного нарушения (например, темпы роста валовой продукции больше темпов роста товарной – означает рост незавершенного производства);

- маржинальный – анализ эффективности управленческих решений на основе взаимосвязи объема продаж, величины и структуры себестоимости и прибыли;

- экономико-математический анализ – выбор оптимального решения;

- детерминированный анализ – установление связи между факторами и результирующими показателями в виде жестких формул;

- стохастический – основан на теории вероятности;

- функционально-стоимостной анализ (ФСА) – метод выявления резервов. Базируется на функциях, выполняемых объектом и оптимальных методах их реализации (выявление и предупреждение излишних затрат).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: