Вопрос Прогнозирование социально-экономического развития региона

В рамках данного вопроса необходимо рассмотреть раздел 1 «Обзор методов социально-экономического прогнозирования» из документа: «Методические рекомендации по заполнению формы и к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации», а также рекомендации по прогнозированию одного любого – на ваш выбор - показателя. «Методические рекомендации …» легко можно найти на правительственных сайтах практически всех регионов России (в Саратовской – нет). Пример: Московской области - http://me.mosreg.ru/upload/medialibrary/0ee/269514.doc; Ставропольского края - http://stavinvest.ru/upload/file/metod_rekomend.doc

Разработка комплексного прогноза социально-экономического развития региона - одна из важнейших функций региональных органов власти. В настоящее время в практике прогнозирования широко используются «гибридные» модельные комплексы, сочетающие экономико-математические и экспертные методы. Важное значение имеет освоение одного из самых сложных приемов в прогнозировании – сценарирования.

Необходимо обратить внимание на особенности разработки прогноза в рамках бюджетного процесса федерального, регионального и муниципального уровней.

Прогнозирование социально-экономического развития региона — предвидение будущего состояния экономики и социальной сфе­ры, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определять направления развития регионального ком­плекса и его структурных составляющих.

Место прогнозирования в системе государственного регулирования экономики. Прогнозирование как научно обосно­ванное предвидение динамики экономических и социальных про­цессов связано со стратегическим и индикативным планирова­нием, программным регулированием хозяйственного развития. Прогнозы, планы и программные разработки дополняют друг дру­га; прогнозы, как правило, предшествуют составлению планов и программ, являются предварительными этапами их разработ­ки. Прогнозы могут не только предшествовать составлению пла­нов и программ, но и отслеживать возможность их дальнейшей реализации на различных этапах их воплощения в жизнь. Прогно­зы являются важным инструментом контроля за ходом реализа­ции хозяйственных решений, на основе прогнозов осуществляет­ся необходимая коррекция управленческих действий в масштабе предприятия, региона, отрасли или национального хозяйства в целом.

Вместе с тем прогнозы обладают большой самостоятельно­стью по отношению к планам и целевым социально-экономиче­ским программам, прогнозные разработки ведутся и там, где не нашлось места развитым формам планирования и программиро­вания хозяйственной деятельности.

Прогнозы в отличие от контрольных оценок директивного пла­нирования не обладают статусом обязательных количественных заданий. Прогнозные оценки или суждения безадресны и всегда условны в том смысле, что они оказываются справедливы лишь при наличии определенных условий. Прогноз осуществляется при ограничениях, диктуемых внешними (экзогенными) параметра­ми, так называемым прогнозным фоном. В качестве таких параметров выступают исходные условия функционирования объек­та прогнозирования, общехозяйственная и социальная обстанов­ка, а также политика, проводимая властями. Задача экономиче­ского прогнозирования состоит в том, чтобы выявить вероятные последствия той или иной хозяйственной политики, при том или ином сценарии социального развития и международной обста­новки.

Цель прогнозирования заключается в научном обосновании планов социального и экономического развития региона на основе постановки глобальных целей социальных нормативов качества жизни населения и выбора рациональных вариантов исходя из имеющихся ресурсов.

Прогнозирование - это самостоятельная, причем первичная функция управления, неразрывно связанная со всеми другими функциями (рисунок).

Достижение цели предполагает последовательное решение следующих задач.

1. Проведение анализа влияния различных факторов на динамику отраслей экономики.

2. Проведение анализа эффективности использования имеющихся производственных ресурсов, определение неиспользуемых резервов и расчет производственного потенциала производителей.

3. Определение границ неопределенности и риска, связанных с воздействием внутренних и внешних факторов на изменение показателей и критериев развития комплекса. При этом для обеспечения надежности и достоверности прогнозов необходимо учитывать весь спектр специфических проблем, связанных с производством и реализацией различных видов товаров и услуг.

4. Моделирование возможных вариантов развития системы на основе анализа воздействия факторов неопределенности и риска на ее динамику в целом и адекватного изменения поведения хозяйствующих субъектов рынка. При этом необходимо использовать многовариантный подход, который обеспечит гибкость прогнозных расчетов с учетом как пессимистических, так и оптимистических параметров.

5. Расчет прогнозов отдельных показателей развития отраслей народного хозяйства.

6. Обоснование организационно-экономических мер, необходимых для выполнения правительственных программ, при условии повышения эффективности производства.

Методическая постановка процедуры прогнозирования динамических отклонений и случайных факторов в развитии объекта прогнозирования должна исходить из основных законов в методологии прогнозирования:

1. Закон системности, в соответствии с которым в прогнозно-аналитических расчетах рассматривается взаимосвязь всей совокупности сложно направленных факторов внешней и внутренней среды.

2. Закон онтогенеза предполагает, что организационным системам управления свойственны определенные циклы, развитие которых можно регулировать и прогнозировать таким образом, чтобы процесс цикличной динамики с учетом случайных факторов носил планомерный, предсказуемый характер.

3. Закон композиции, который предполагает, что, с одной стороны, прогноз должен быть детальным, с другой, прогнозно-аналитические расчеты не должны содержать ничего лишнего, рассматривая только основные, принципиальные моменты.

4. Закон экономической целесообразности, который означает, что прогнозируемые сценарии развития отрасли должны предполагать эффективное использование имеющихся ресурсов, вовлечение резервов с целью повышения общей эффективности системы.

Методология прогнозирования динамических процессов предполагает соблюдение ряда принципов.

Среди общих принципов, не зависящих от конкретного объекта или субъекта прогнозирования, следует отнести следующие.

1. Принцип системности предполагает сочетание всех элементов прогнозируемой системы (по своему содержанию принцип системности не совпадает с законом системности).

2. Принцип согласованности предусматривает соблюдение строгой иерархии, соподчиненности и взаимосвязи всех звеньев системы.

3. Принцип общности методических подходов основывается на том положении, что для экономических систем характерны общие закономерности и явления, связанные с особенностями национальной экономики Российской Федерации в целом.

4. Принцип последовательности и непрерывности прогнозно-аналитических расчетов базируется, во-первых, на взаимной увязке оперативных, текущих, среднесрочных и долгосрочных прогнозов, во-вторых, непрерывности прогнозных расчетов, позволяющей субъектам управления своевременно выявлять негативные отклонения от прогнозируемой ситуации и вносить соответствующие коррективы.

5. Принцип индикативности прогнозов предполагает, что они носят рекомендательный характер.

6. Принцип вариантности основан на наличии нескольких сценариев (пессимистичного, оптимистичного, оптимального) в построении прогнозных моделей.

7. Принцип развития производственных отношений предполагает, что при расчетах потенциального роста или замедления в динамике экономической системы следует учитывать качественно новые витки в прогнозируемом периоде.

К специальным принципам, связанным непосредственно с организацией прогнозных работ в конкретной отрасли экономики, следует отнести следующие:

1. Принцип индивидуальности означает, что при общности основных тенденций развития каждому хозяйствующему субъекту все же свойственны индивидуальные особенности, которые следует учитывать в прогнозных расчетах.

2. Принцип сбалансированности основан на адекватном сочетании параметров и показателей прогнозируемых подсистем и системы в целом путем уравновешивания целей роста эффективности и ресурсов для их достижения.

3. Принцип адаптивности предполагает, что организационно-управленческие системы предприятий под воздействием экономических процессов изменяются, адаптируясь к складывающимся условиям, что, в свою очередь, предполагает соблюдение принципа адекватности.

4. Принцип адекватности основан на внесении соответствующих изменений в контролируемые государством условия реализации форм и методов ведения хозяйства.

5. Принцип государственного регулирования и реализации экономической политики предполагает, что прогнозные расчеты должны рассматривать реальные возможности государства воздействовать на развитие отрасли, чтобы не допустить обвальных, неуправляемых процессов в рамках общности целей и задач политики государства, направленной на повышение эффективности национальной экономики.

Использование в совокупности описанных процедур позволяет снижать влияние противоречивых данных, неопределенности информации и производственного риска в ходе принятия решений управленческого характера и в развитии национальной экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: