Организация экономического прогнозирования в РФ

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Московский психолого-социальный университет»

Филиал г. Рязани

Кафедра Менеджмента и туризма

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

_________________О.Ф. Костикова

«____» _____________ 2014 г.

БАЗОВЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Учебной дисциплины

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ В ГОСТИНИЧНОМ ДЕЛЕ

Для направления подготовки 101100 «Гостиничное дело»

Для всех профилей подготовки

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Форма обучения Очная/заочная

Рязань

Тема 1. Прогнозирование и планирование в условиях рынка

Теория прогнозирования и планирования является составной частью экономической науки. Теория прогнозирования и планирования экономики базируется на экономической теории. Если последняя изучает глубинные процессы экономического развития, устанавливает их суть, движущие силы для любых общественно-экономических формаций, то прогнозирование и планирование являются рабочим инструментом определения величин экономических показателей, позволяют выявить наиболее эффективные методы регулирования социально-экономических процессов в обществе и одновременно выступают в качестве методологической основы при рассмотрении вопросов прогнозирования и планирования отраслевых экономик, таких, как экономика промышленности, экономика транспорта, экономика строительства и др. Таким образом, место теории прогнозирования и планирования в системе экономических дисциплин определяется тем, что она является как бы связующим звеном экономической теории, с одной стороны, и отраслевыми экономиками - с другой. Данная наука имеет тесную связь со статистикой, от которой она заимствует методы анализа и необходимые сведения для расчетов. Прогнозирование и планирование использует достижения естественных, биологических и других наук, особенно математики.

Главным объектом, применительно к которому будут анализироваться процессы прогнозирования и стратегического планирования, являются крупные социально-экономические системы, взаимодействующие между собой в масштабах глобального мирового сообщества.

В центре анализа находится социально-экономическая система России и возможные траектории ее изменений в контексте общемировых тенденций.

В социально-экономической системе России в свою очередь в центр рассмотрения ставится ее национальная экономика как структурная целостность образующих ее отраслей, регионов, кластеров, разнообразных хозяйственных систем.

Предвидение - самая общая характеристика круга явлений, связанных с ожиданиями будущего. В общем случае предвидение может быть представлено в виде трех его форм - гипотеза, прогноз, план.

Прогноз - система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием.

Гипотеза относится к научно-исследовательской фазе осуществления предвидения, когда данные о будущем выдвигаются в порядке предположений, с опорой на интуицию и чисто теоретические конструкции.

В литературе встречаются и другие определения прогноза. Например, Н.Д. Кондратьев считал, что прогноз – это обоснованное заключение от событий, уже данных в опыте, к возможному выходу событий, которые еще не даны и не наступили. Э. Янч в книге «Прогнозирование научно-технического прогресса» писал, что прогноз – вероятностное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности. Прогноз характеризует будущее с качественной и с количественной стороны. Он выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории и отличается от гипотезы большей определенностью и достоверностью. Специалист в области консультационного бизнеса Б. Карлофф в книге «Деловая стратегия» писал, что «прогноз – это предсказание будущего, основанное на известных тенденциях и известных фактах».

Сценарий - гипотетическая последовательность событий, которая показывает, как из существующей или некой заданной ситуации может развертываться шаг за шагом будущее состояние объекта, интересующего разработчика.

Планирование - процесс научного или эмпирического обоснования целей и приоритетов социально-экономического развития с определением путей и средств их достижения. Соответственно план - это документ, который содержит систему показателей и набор различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нем отражаются как цели и приоритеты, так и ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения.

Главная отличительная черта плана – определенность заданий, в нем предвидение получает наибольшую конкретность и определенность. Представляют интерес трактовки понятия планирования отечественными и зарубежными учеными, из множества которых можно выделить определение сущности планирования как самого процесса.

A.M. Ковалевский определяет планирование как научное предвидение хода развития и определение конкретных путей осуществления расширенного воспроизводства, базирующееся на экономической теории, результатах научно-технического прогресса, передового опыта, направленное на достижение поставленных целей.

В.А. Грузинов подчеркивает, что «планирование есть непрерывный процесс, в ходе которого устанавливаются и постоянно уточняются во времени цели и задачи развития предприятия, определяются стратегия и политика по их достижению...».

Общие черты прогнозов и планов – опережающий характер содержащейся в них информации, что отличает предвидение от экономического анализа и статистики. Прогнозирование и планирование могут использовать одинаковые методы и показатели, строиться на основе общей информационной базы.

Взаимосвязь между прогнозом и планом заключается, прежде всего, в том, что прогнозирование – это исследовательская база планирования. Традиционно прогноз предшествует разработке плана, но он может также следовать за ним, определяя возможности достижения запланированных ориентиров.

Различия между ними обусловлены тем, что прогнозирование по своему существу носит характер исследования, научного описания будущего (предсказания), а план – характер целеполагания (предуказания).

1. Прогноз носит вероятностный характер, а план – нормативный.

2. Прогноз имеет вариантное содержание, в то время как план представляет собой однозначное решение, даже если он разработан на вариантной основе.

3. Прогнозирование существует независимо от планирования, хотя может быть составной частью процесса планирования.

4. Непременное требование к планам – их ресурсная обеспеченность, в то время как прогнозы могут предсказывать вероятность достижения цели при неполном обеспечении ресурсами.

5. В процессе планирования в большей степени проявляется влияние субъективного фактора – воли, желаний, устремлений человека, принимающего решения в постановке цели, в выборе способов ее достижения.

Формы планирования:

- Директивное планирование, т.е. обязательное, жесткое, подлежащее исполнению, предполагает применение, прежде всего, командно-административных рычагов для обязательного претворения в жизнь установленных целей и задач. Условие обязательности реализуется через издание соответствующих административно-распорядительных документов - законов, указов, приказов, распоряжений, после чего осуществляются практическая реализация установленных заданий, текущий и конечный контроль степени выполнения с применением мер административного и другого воздействия к исполнителям.

- Стратегическое планирование - процесс определения целей и значений экономических показателей по основным, наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны (отрасли, объединения, предприятия и др.), как правило, на средний срок и длительную перспективу и формирование механизма их реализации. Оно предполагает учет факторов внешней среды. Представляет собой адаптивный процесс, в результате которого происходит регулярная (ежегодная) корректировка решений, оформленных в виде программ, прогнозов, планов, дополнений и изменений системы мер по их выполнению на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в экономическом развитии государства, государств-партнеров и мирового сообщества. Его назначение - сделать оперативные и текущие управленческие решения обоснованными не только с точки зрения сложившейся конъюнктуры, но в первую очередь с позиций завтрашнего дня.

- Индикативное планирование является основным рабочим инструментом по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся экономической ситуации. Индикативный план-прогноз дополняет стратегический и выступает в качестве практического инструмента в развитии экономики на кратко- и среднесрочный периоды.

Индикативный план включает в себя концептуальную (концепция социально-экономического развития); прогнозную (прогноз социально-экономического развития); планово-регулирующую (система экономических регуляторов и государственные целевые комплексные программы) части.

Программирование - процесс формирования тех или иных программ социально-экономического и научно-технического развития. Речь может идти о комплексных программах развития страны (региона), национальных программах и проектах по реализации избранных приоритетов или о конкретных целевых программах по осуществлению прорывов в тех или иных областях либо о более узких отраслевых или региональных программах и др.

Мероприятие - намеченная к реализации конкретная мера воздействия для решения поставленной задачи. Как правило, носит локальный характер и выступает в качестве составной части прогноза, плана или аналогичных им экономических категорий.

Программа - документ, представляющий собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических и других заданий и мероприятий, направленных на решение определенной проблемы. Чаще всего программы являются составной частью прогноза или плана и призваны выделить приоритетные проблемы развития народного хозяйства (обеспечение населения важнейшими видами продуктов, развитие отдельных видов транспорта, промышленного производства и др.). Иногда программы имеют и самостоятельное значение.

Целевая программа - это система взаимоувязанных по целям, ресурсам и срокам мероприятий, обеспечивающая реализацию приоритета социального, экономического, научно-технического или экологического развития в заданные сроки и с наилучшим эффектом.

Глобальное программирование - широкая цепь прогнозно-плановых проработок и управленческих мероприятий, направленных на перевод макроэкономической системы страны (или региона) в качественно новое состояние в будущем. В таком контексте, очевидно, понятие «программирование» становится близким по смыслу понятию «долгосрочное стратегическое планирование» развития макросистем.

Концепция - руководящая идея, общий замысел, т.е. основной путь следования для достижения поставленной цели в прогнозе, плане или программе.

Организация экономического прогнозирования в РФ

Понятие «организация прогнозирования» включает в себя три составляющие:

· во-первых, это формирование определенной организационной структуры, предназначенной для разработки прогнозов;

· во-вторых, определение состава прогнозных документов, порядка и сроков их разработки, исполнителей;

· в-третьих, определение последовательности процедур и методов, применяемых при разработке конкретного прогноза, так называемая технология прогнозирования.

Основные элементы организационной структуры — субъект прогнозирования, заказчик и потребитель прогноза.

Субъект прогнозирования — организация, предприятие, учреждение или отдельное лицо, осуществляющее разработку прогноза.

Заказчик прогноза — организация, предприятие или отдельное лицо, выдающее задание на прогноз, выступающее инициатором его разработки.

Потребитель прогноза — организация, предприятие или отдельное лицо, использующее его результаты в своей деятельности. В отдельных случаях потребителем прогноза может являться заказчик.

Обычно выделяют систему частного инициативного прогнозирования и государственную систему прогнозирования.

Система частного инициативного прогнозирования представлена сетью независимых, конкурирующих между собой фирм, которые выполняют заказы на разработку прогнозов по интересующим потребителя проблемам микро- и макроуровня. Организации этой системы часто обладают значительным научным потенциалом и не только решают конкретные исследовательские задачи, но и вносят серьезный вклад в развитие методов прогнозирования. Среди зарубежных организаций стоит назвать Мюнхенский институт конъюнктуры, Японский центр экономических исследований, Лондонскую школу бизнеса, Кембриджскую группу экономической политики. Среди отечественных организаций и центров отметим Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, Центр ситуационного анализа и прогнозирования ЦЭМИ РАН, Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, Институт экономики переходного периода. Инициативные прогнозы могут выполнять предприятия и организации самостоятельно, используя научный потенциал собственных специалистов для оценки перспектив собственного развития.

В последние годы ведется активная прогнозная деятельность по разработке глобальных прогнозов международными исследовательскими центрами.

Государственная система прогнозирования более сильна в тех странах, где государство уделяет большое внимание регулированию экономики (например, Япония, Франция). Прогнозы, разрабатываемые в рамках этой системы, — основа разрабатываемых мер прямого и косвенного регулирования экономики, формирования национальных программ и планов.

Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» определяет состав, назначение и содержание прогнозных документов, порядок их разработки.

К числу основных планово-прогнозных документов, разрабатываемых в нашей стране, относятся прогнозы, концепция и программа социально-экономического развития Российской Федерации. Прогнозы как система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации разрабатываются на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу по Российской Федерации в целом, народно-хозяйственным комплексам и регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.

Прогнозы – основа для формирования концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную и среднесрочную перспективу. Концепция определяет цели социально-экономического развития Российской Федерации, конкретизирует его варианты, пути и средства достижения целей. Первое после вступления в должность Президента Российской Федерации Послание, с которым Президент обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Исходя из положений Концепции Правительство Российской Федерации разрабатывает Программу социально-экономического развития Российской Федерации, которая представляется в Совет Федерации и Государственную Думу.

В Программе должны быть отражены:

· оценка итогов социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий период и характеристика состояния экономики Российской Федерации;

· концепция Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (р нее входят макроэкономическая политика, институциональные преобразования, инвестиционная и структурная, социальная, аграрная, экологическая, региональная экономическая и внешнеэкономическая политика).

Прогнозные документы на краткосрочную перспективу должны конкретизировать формирование и распределение бюджетных ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: