Деградация окружающей среды всегда сопровождает хозяйственную деятельность человека. Глобальный характер проблемы окружающей среды приобрели в ХХ веке.
ООН сформулировала 12 приоритетных экологических проблем:
ü Изменение климата;
ü Разрушение озонового слоя Земли;
ü Сокращение биоразнообразия;
ü Увеличение числа технических аварий;
ü Производство фторхлоруглеводов;
ü Управление источниками пресной воды и прибрежными территориями;
ü Деградация лесных ресурсов;
ü Производство и утилизация отходов;
ü Городская экология;
ü Риск химического загрязнения;
ü Рост давления на возобновляемые природные ресурсы;
ü Развитие транспорта
Опыт мирового сообщества по решению глобальных экологических проблем в рамках международных организаций и программ говорит о сложности их решения в связи с различными интересами стран (противоречия между интересами развитых и развивающихся стран).
Установлена связь между экономическим ростом и усилением антропогенной нагрузки. Подходы к решению проблемы:
ü Сдерживание экономического роста (идея «нулевого роста», 60-70 –е г.г. ХХ в.);
ü Концепция устойчивого развития – потребности нынешнего поколения должны удовлетворяться без ущемления интересов будущих поколений.
Страны, находящиеся на разных стадиях развития, ставят перед собой разные задачи. Реакция стран на экологические проблемы с 60-х г.г. ХХ века условно прошла 4 стадии развития:
1. реагирующая
2. воспринимающая
3. конструктивная
4. предвосхищающая
Роль США в глобальной экологической проблеме определяется тем, что их доля в потреблении мировых природных ресурсов около 20-30%
Экологическая история США базируется на двух объективных природных факторах:
- «островное» положение страны;
- высокая обеспеченность сырьем.
Государство традиционно поощряло освоение недр и промышленное развитие страны, поэтому предоставляло льготы производителям минерально – энергетического сырья (налоговая скидка на истощение недр).
До 60-х годов ХХ века в США использовалась пассивная политика в сфере охраны окружающей природной среды. Экологические законы принимались в первой половине ХХ века, но они носили локальный характер.
С 60 –х годов экологическая политика американского правительства становится активной. При её реализации государство использует преимущественно меры административного характера.
· 1969 год – Федеральный закон о политике в области охраны окружающей среды. Данный закон сформулировал основной принцип экологической политики США – «Загрязнитель - платит», ввел систему эмиссионных стандартов – конкретных строго определенных норм выброса вредных веществ в атмосферу и водоемы для каждого конкретного предприятия.
· 1970 год – создание агентства по охране окружающей среды.
Основные направления работы агентства:
- мониторинг озонового слоя;
- слежение за уровнем глобального потепления;
- защита окружающей среды от радиоактивной грязи.
Нормативно – правовые рычаги регулирования стали дополняться экономическим стимулированием природоохранной деятельности.
Экологическая политика государства в 60-70-е годы привела к существенным сдвигам в отраслевой структуре промышленности. Грязные производства постепенно закрывались или переводились в развивающиеся страны. В результате сформировалась новая модель международного разделения труда. Развитые страны стали специализироваться на экологически чистых наукоёмких отраслях. Добыча и первичная переработка полезных ископаемых была перенесена в развивающиеся страны.
Государство провозгласило ориентацию на ресурсосбережение через комплексное использование сырья, внедрение безотходных технологий, консервацию собственных природных ресурсов.
1977 г. – Закон о контроле над открытой добычей и восстановлением земель, разрушенных в процессе добычи полезных ископаемых. Впервые в истории США природоохранные интересы были поставлены выше интересов добывающих отраслей.
В 80-е годы президент Р. Рейган снизил расходы государства на природоохранную деятельность. Но в 90-е годы расходы снова выросли.
К 1990-м годам ХХ века произошло смещение акцента с административных методов регулирования в сторону рыночных. Новый подход побуждает бизнес создавать условия, при которых не только невыгодно загрязнять окружающую среду, но и выгодно её не загрязнять.
Сегодня существует 2 программных подхода к экологическому регулированию:
1. Система торговли разрешениями на выброс – правительство использует квоту агрегированной эмиссии к источникам выбросов. Правительство распределяет между предприятиями разрешения на выброс, которые по своей сумме равняются квоте. Предприятия могут вести куплю-продажу разрешениями.
2. Принцип платы за выбросы. Каждое предприятие платит сумму, основанную на его уровне выброса. Если при торговле разрешениями предприятие снижает выбросы ниже уровня, который определён в её разрешении, оно может продать неиспользованные разрешения другим предприятиям. Для использования их в будущем или заимствовать будущие разрешения для использования их сейчас.
Идея торговли разрешениями на выброс получила практическое воплощение в 90-е годы. Были реализованы несколько крупных программ:
1. 1994 г. – Региональный рынок стимулов для чистого воздуха в Южной Калифорнии.
2. 1982 г. – Программа торговли кредитами на свинец.
3. Торговля разрешениями на выбросы двуокиси серы.
В рамках этих программ удалось снизить издержки благодаря конкуренции между вариантами снижения выбросов. В своём отчёте президент Б. Клинтон отметил, что использование рыночных механизмов не мешало достижению экологических целей.