Решение проблем окружающей природной среды

Деградация окружающей среды всегда сопровождает хозяйственную деятельность человека. Глобальный характер проблемы окружающей среды приобрели в ХХ веке.

ООН сформулировала 12 приоритетных экологических проблем:

ü Изменение климата;

ü Разрушение озонового слоя Земли;

ü Сокращение биоразнообразия;

ü Увеличение числа технических аварий;

ü Производство фторхлоруглеводов;

ü Управление источниками пресной воды и прибрежными территориями;

ü Деградация лесных ресурсов;

ü Производство и утилизация отходов;

ü Городская экология;

ü Риск химического загрязнения;

ü Рост давления на возобновляемые природные ресурсы;

ü Развитие транспорта

Опыт мирового сообщества по решению глобальных экологических проблем в рамках международных организаций и программ говорит о сложности их решения в связи с различными интересами стран (противоречия между интересами развитых и развивающихся стран).

Установлена связь между экономическим ростом и усилением антропогенной нагрузки. Подходы к решению проблемы:

ü Сдерживание экономического роста (идея «нулевого роста», 60-70 –е г.г. ХХ в.);

ü Концепция устойчивого развития – потребности нынешнего поколения должны удовлетворяться без ущемления интересов будущих поколений.

Страны, находящиеся на разных стадиях развития, ставят перед собой разные задачи. Реакция стран на экологические проблемы с 60-х г.г. ХХ века условно прошла 4 стадии развития:

1. реагирующая

2. воспринимающая

3. конструктивная

4. предвосхищающая

Роль США в глобальной экологической проблеме определяется тем, что их доля в потреблении мировых природных ресурсов около 20-30%

Экологическая история США базируется на двух объективных природных факторах:

- «островное» положение страны;

- высокая обеспеченность сырьем.

Государство традиционно поощряло освоение недр и промышленное развитие страны, поэтому предоставляло льготы производителям минерально – энергетического сырья (налоговая скидка на истощение недр).

До 60-х годов ХХ века в США использовалась пассивная политика в сфере охраны окружающей природной среды. Экологические законы принимались в первой половине ХХ века, но они носили локальный характер.

С 60 –х годов экологическая политика американского правительства становится активной. При её реализации государство использует преимущественно меры административного характера.

· 1969 год – Федеральный закон о политике в области охраны окружающей среды. Данный закон сформулировал основной принцип экологической политики США – «Загрязнитель - платит», ввел систему эмиссионных стандартов – конкретных строго определенных норм выброса вредных веществ в атмосферу и водоемы для каждого конкретного предприятия.

· 1970 год – создание агентства по охране окружающей среды.

Основные направления работы агентства:

- мониторинг озонового слоя;

- слежение за уровнем глобального потепления;

- защита окружающей среды от радиоактивной грязи.

Нормативно – правовые рычаги регулирования стали дополняться экономическим стимулированием природоохранной деятельности.

Экологическая политика государства в 60-70-е годы привела к существенным сдвигам в отраслевой структуре промышленности. Грязные производства постепенно закрывались или переводились в развивающиеся страны. В результате сформировалась новая модель международного разделения труда. Развитые страны стали специализироваться на экологически чистых наукоёмких отраслях. Добыча и первичная переработка полезных ископаемых была перенесена в развивающиеся страны.

Государство провозгласило ориентацию на ресурсосбережение через комплексное использование сырья, внедрение безотходных технологий, консервацию собственных природных ресурсов.

1977 г. – Закон о контроле над открытой добычей и восстановлением земель, разрушенных в процессе добычи полезных ископаемых. Впервые в истории США природоохранные интересы были поставлены выше интересов добывающих отраслей.

В 80-е годы президент Р. Рейган снизил расходы государства на природоохранную деятельность. Но в 90-е годы расходы снова выросли.

К 1990-м годам ХХ века произошло смещение акцента с административных методов регулирования в сторону рыночных. Новый подход побуждает бизнес создавать условия, при которых не только невыгодно загрязнять окружающую среду, но и выгодно её не загрязнять.

Сегодня существует 2 программных подхода к экологическому регулированию:

1. Система торговли разрешениями на выброс – правительство использует квоту агрегированной эмиссии к источникам выбросов. Правительство распределяет между предприятиями разрешения на выброс, которые по своей сумме равняются квоте. Предприятия могут вести куплю-продажу разрешениями.

2. Принцип платы за выбросы. Каждое предприятие платит сумму, основанную на его уровне выброса. Если при торговле разрешениями предприятие снижает выбросы ниже уровня, который определён в её разрешении, оно может продать неиспользованные разрешения другим предприятиям. Для использования их в будущем или заимствовать будущие разрешения для использования их сейчас.

Идея торговли разрешениями на выброс получила практическое воплощение в 90-е годы. Были реализованы несколько крупных программ:

1. 1994 г. – Региональный рынок стимулов для чистого воздуха в Южной Калифорнии.

2. 1982 г. – Программа торговли кредитами на свинец.

3. Торговля разрешениями на выбросы двуокиси серы.

В рамках этих программ удалось снизить издержки благодаря конкуренции между вариантами снижения выбросов. В своём отчёте президент Б. Клинтон отметил, что использование рыночных механизмов не мешало достижению экологических целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: