Эмиль Золя

Важная часть творчества Золя - подбор материала, сбор различных фактов и сведений. Для написания романа «Жерминаль» он детально изучал жизнь шахтеров, читал книги на эту тему. По Золя все должно основываться на фактах.

О рабочих он писал и ранее, но не так удачно. Его роман «Западня» можно свести с нескольким словам - закройте кабаки, откройте школы. Однако «Западни» не хватило, чтобы описать жизнь рабочих. Поэтому «Жерминаль» и был написан, в нем Золя ухватил основной конфликт - борьба этого класса с обществом.

Также творчеству Золя свойственно изучение социального вопроса.

Термин «экспериментальный роман» появился не просто так - тогда ходили разные толки о экспериментальных науках и медицине. Понятие экспериментального метода носилось в воздухе. По Золя - это испытание природы, исследователь может делать что угодно. Человек, который пишет роман, придумывает свой мир от начала до конца. Он призывал к проверке действительностью каждого хода сюжета, каждого шага своего воображения. Для «Человека-зверя» он придумал прекрасный пример - там любовный треугольник, кочегар и машинист борются за женщину. И кульминационной сценой является сцена с паровозов. Паровозик Лизон тащит за собой состав пушечного мяса на войну, а на этом поезде едут эти два героя, дерутся, а потом падают. Поезд этот и дальше несется, не управляемый человеком. Золя как-то проверял это на практике - не успела записать.

Золя фотографировал неподвижные сцены типа зданий и паровозов, статичные картины (это увлечение статикой еще было и из технических причин - репортажные фотографии, фотографии движения были еще не совсем возможны из-за особенностей камеры - долгой выдержки). Экспериментальный роман Золя заключался в том, чтобы художник проверял законами действительности. Поэтому концовки Жорж Санд ему не нравилась, по нему концовка должна быть банальной. Хотя у него самого в «Жерминале» погибает множество народу.

У Золя все равно были романтические черты, даже в «Жерминале»; он пытается комбинировать обе традиции. Он идет к новому типу романа - тогда были роман-биография, роман-карьера (судьба одного героя от и до); Бальзак набрел на роман-сопоставление (2 сюжетные линии, Горио, Утраченные иллюзии), роман-панорама. Золя учитывал и жанр физиологии (бальзаковский). Физиологизм у него ощутим везде - если пишет о рынке, то со всеми мельчайшими подробностями объясняет что и как функционирует. Он дает полную детализированную картину действия определенной социальной сферы или института. Учитывает и уроки романов Гюго. В «Соборе Парижско й богоматери» отражается определенная стадия средневекового готического религиозного сознания, в период еще до изобретения печатного станка. Сам собор - главный в романе. Это не только место действия, но и образ, символ, вставший в центр романа. В «Жерминале» - это шахта.

«Жерминаль» (1885) - вершина творчества Золя. Главная сюжетная линия - не судьба и не становление Этьена Лантье, главным героем романа он тоже не является, здесь главный герой - шахтерская масса. Золя открывает еще одну сторону натуралистического письма - понятие массы и понятие того, как человек входит в массу. Изначальный конфликт - восстание наемных рабочих против капиталистов, война труда и капитала. В каждом романе Золя присутствует тема насилия человека над природой, если человек роет в земле норы - она ему отомстит. В романе показаны шахты, шахтеры, владельцы шахт, династии шахтеров. Тема насилия - над женщинами, компаний над рабочими, телом лавочника, эпизод с Бессмертным (он без ног, а Сесиль приносит ему ботинки, он ненавидит ее и убивает, т.к. он представляет противоположный класс) и т.д.

Несколько сюжетов - история Лантье, рассказ о жизни шахтеров.

Образ шахты как зверя, порожденный сознанием героя, похож на романтический, но он объясняется состоянием героя (так же объясняли свои образы импрессионисты). 1863 году был первый салон Отверженных, там были Мане, Моне, Сезанн - их интересы отстаивал Золя, он говорил о Моне «видеть вещи в свето-воздушной среде, видеть в объемах, соотношениях вещей». Уголь компания - чудовищное божество, деньги и насилие.

Этеьн приходит и уходит, он как связущее звено.

Экспериментальный роман - взять характер, воспитанный в одной среде, и поместить его в другую среду, тогда он начнет раскрываться.

1) информационный пласт

2) … пласт

Роман идет по принципу исследования некой части действительности. Объективное, бесстрастное описание. Понятие среда. Среда благотворно влияет на человека.

Шахтеры мыслят и действуют коллективно.

В «Чреве Парижа» - торговки обладают индивидуалистическим мышлением, торговцы вроде и подруги-друзья, но также конкуренты, ненавидят друг друга, думают только о себе.

В «Жерминале» шахтеры имеют коллективный разум. Тема справедливости, жажда этой справедливости.

Анархизм (в романе - Уильм Бодвин (основоположник анархизма), в Европу принес анархизм Бакунин.

Плюшар - сторонник Интернационала, Маркса, хочет борьбы. Но вся его помощь бастующим заключается в одноразовой подачке, сам он живет все равно буржуазной жизнью, Этьен отмечает его чистые ботинки и т.д. Сам Этьен хочет жить такой жизнью.

«Дом трещит», «Гроза надвигается», «Кровавые всходы» - варианты названия, все какие-то романтические

В 1793-1803 был революционный календарь, Жерминаль - седьмой месяц, с какого-то марта по апрель, месяц всходов, обновления, весенний месяц. У этого символа революционный дух.

Этот роман построен вокруг важнейших институтов общества, а не истории отдельного героя или семьи - это важнейшее открытие Золя. Написан он прекрасно, построен очень четко - Оскар Уаильд плакал, когда читал его, отправил деньги французским рабочим.

Золя особенно не настаивал на термине натурализма, он был деловым человеком, написал 20 романов за 25 лет, 6 сборников статей, всякие выступления и инсценировки. «Заданя» - первый успех, хорошо печатался, принес неплохой гонорар. Тургенев дружил с Золя и Мопассаном, рукописи отправлял в Россию и там их печатали быстрее, чем на родине. Разбогатев, Золя публиковал за свой счет молодых авторах. После 20 романов, он напишет еще про 4 евангелия.

Статья «Я обвиняю» 13 января 1898 года, где он обвинял Феликса Фора и его соратников в сфальсифицированном деле антисемитского толка против Дрейфуса.

Смерть Золя в октябре 1902 года от угара многими расценивалась как убийство. Помимо литературы у него была бурная революционная деятельность. Только Золя мог бросать такие вызовы всей стране, ведь он стоял на пьедестале своих романов.

Лекция 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: