Редъярд Киплинг

Интересен своими стихотворениями, балладами и так далее.

Книга джунглей, 1ая - 94, 2ая -???, рассказы о Маугли. Простой ясный конфликт — конфликт двух враждебных миров, воплотившийся в замечательном герое (он и человек и волк). Совершенно фантастический герой, несмотря на то, что были такие дети (они не могли вернуться к нормальной жизни). Маугли — значит «лягушка».

Сила духа, разум, доброта по отношению к своим — это определяет человека. Главное для сверхчеловека — научиться подчиняться высшему законы бытия. Сила у Маугли — связи, общность. Каа сильнее, бандерлоги сильнее, но у Маугли есть своя сила.

Томас Харди 1840-1928

Знал, что он происходит одной из древнейших норманнских рыцарей Ле Гарди. Жил в Дорчестере. Делил свои романы на три типа:

1) характеров и среды (Под деревом зеленым, Вдали от обезумевшей толпы, Тэсс, Джуд Незаметный)

2) романтические истории и фантазии

3) романы-изобретения или эксперименты

Обычно люди начинают с поэзии, а потом переходят к прозе. У Харди было все наоборот. Он понял, что его прозу английский читатель не понимал. А вот как поэт он состоялся, все англичане считают его прежде всего великим поэтом. Тэсс — «истинная женщина, правдиво представленная». Самый популярный сюжет английской литературы — совращения невинной девушки. Он есть и здесь. Также — обман любимого мужчины.

Тэсс очень совестлива, всегда винит себя (христианская культура, самоедство). Символ, образ жертвы. Искупает грехи целого рода. Утонченный образ из угасшего рода аристократов Д’Эрбервиллей.

Линия проста — это биография Тэсс. Главные два героя — мужчины, злодей Алек и законный муж Эйнжел (главный злодей). Это важный момент для Харди.

Структура — главное здесь трактовка этого традиционного сюжета. С одной стороны, это роман-трагедия. Здесь роль играет рока — проклятие рода, фамилии, которую Тэсс не носит. Грех мужчине прощается, женщине — нет. Конфликт героини с общественными устоями. Житие грешницы, с точки зрения Тэсс —

1 план — сюжетный, событийный.

2 план — столкновение речевых потоков. Столкновение речевых жанров.

3 план — цель символических эпизодов.

2 пласт представляет собой столкновение речевых жанров, религиозного, речи Священного писания. Тут куча всяких отсылок и цитат из Библии. Проповеди, притчи.

Тема обреченности красоты и чистоты в этом мире, тема судьбы.

Немецкая литература. Томас Манн.

На рубеже 19 века и 20-ого усложняется представление не только о человеке и окружающей среде, но усложняется и понятие личности.

Появляется новое качество прозы. Вместо события писателя привлекает то, как оно отражается в сознании героя, в его жестах, действиях, поступках. Это приводит к новому качеству реализма или даже появлению «модерна» (смутное понятие).

Что такое проза модерна?

«Господин из Сан-Франциско» — типичный модерн. Модерн зреет постепенно. Когда говорят что он появляется только у Джойса, Пруста и Кафки, то это не совсем так. Он зарождается у писателей конца 19 века и самого-самого начала 20. Поток сознания у Пруста и Джойса считается модерном, но если взять «Анну Каренину», то там в конце идет такой же поток сознания.

Кнут Гамсун (Петерсон) самостоятельно открыл для себя новые формы письма. Говорил, что именно Достоевский — величайший из русских гигантов. В его повести «Голод» рождался новый метод. Почти документальная запись, использован личный опыт писателя, так как он в 1880-х почти умирал от голода. Ему пришлось сесть на судно, плывущее в Америку, которую ненавидел и считал всю эту американскую мечту, свободу и демократию лишь империей денег. Из американских писателей он признавал только Марка Твена, а вот к Уитмену относился скептично и с усмешкой. Америка для него — мир шума, машин и черного неба (так как сам он с севера, ночи там светлые).

С одной стороны, в повести личный опыт и документальные детали, а с другой — внутренние душевные переживания. Соотношение между ними изменяется. Тема повести — одиночество и отчуждение интеллигента. У него нет дома, семьи, друзей. Только голод. В повести у него даже нет имени. Безымянный и символический герой. Эта повесть написана после натурализма. В ней много отвратительных черт телесного свойства. И вместе с тем, это совершенно не натуралистического толка вещь. Здесь судьба героя и его конфликт с миром обретают глобальный характер, это проблема каждого человека. Это не обыденная жизнь человека, а жизнь в экстремальных состояниях — на грани смерти. Поэтому его переживания обретают необычный смысл. Главный конфликт не социальный — нет конфликтов с окружающими людьми. Это экзистенциальный конфликт, тяжба героя с богом, с несправедливой судьбой. Человек в момент расстроенного сознания, его поведение неадекватно. Оно вызвано тяжелым, затяжным, страшным голодом. Герой иногда даже не понимает смысла своих поступков. Здесь есть сходство с Роденбахом, Дюжарденом — про них никто бы не вспомнил, если бы Джойс не сказал, что позаимствовал у них поток сознания.

Герой наделен обостренной чувствительностью и нервной впечатлительностью. С одной стороны — точные физиологические детали, а с другой — детали психологические (диалектика души). За всем этим открывается ключевой конфликт — тяжба с богом. Проявляется двойственность героя — его борьба против всего, но никакой Заратустра тут не представляется. Там только грязь и мусор, никакой красоты. Герой смотрит на встречных людей, которые легко скользят по жизни, а он бродит среди них, уже забывший, что такое счастье. Задается вопросом «Почему я?» — считает, что он избран богом для своих страданий. Избран не на счастье, а на страдания, расплату за грехи всех людей. Мыслит себя избранником божьим, но понимает что это чудовищная избранность (Иов). Но Иов не роптал, а этот герой ропщет, но только у себя в сознании. После сцены его откровений, у него выпадают талоны на бритье — соседство низкого, мелочного и часто отвратетельного с философией и полетом мысли.

Парадокс в том, что веру в бога он утрачивает. Говорит «если бы ты был, я бы тебя проклял». Еще один конфликт — утрата бога. Он понимает, что играет перед самим собой. Сюжет складывается из мельчайших событий. Это духовное приключение, расставание с богом. За всеми этими унижениями видна игра, которая не от радости жизни. Сюжет движется через микросюжет.

«Если Бога нет, значит все дозволено». В повести человек, измученный голодом, все равно остается человеком, понимает, что должен думать о других, что нельзя воровать, хотя никакие религиозные правила его уже не держат.

«Пан Виктория» — история красоты, красоте единения человека с природой. Поступки ревнующего Эдварду к другому — логика Достоевского, экстремальная. Властная Эдварда хочет подчинить себе влюбленного в нее. У Евы совсем другая любовь. Она мягкая и нежная, влюбленная в Глана.

Манн входит в немецкую литературу после Ницше. После Ницше парадигма немецкого языка вообще изменилась, он изменил язык не меньше, чем Мартин Лютер. «Так говорил Заратустра» — эквилибристика слов, там все очень много зависит даже от звуков, поэтому ее тяжело переводить. Он разрушал границу между субъектом и объктом, между прозой и поэзией.

Стиль Ницше и натурализм повлияли на Манна.

Родился Томас Манн в 1875 году, а в 1900 издал «Будденброки». Самый популярный роман 20 века, его переиздали за четверть века более 150 раз.

Рекомбинация впечатлений. На него повлияло множество писателей. Роман — монтаж уже известных материалов. Роман об истории семьи самих Маннов. Почву для этого дал замечательный городок Любек. Как в романе, там стоит дом (точнее, фасадная стена) из которого сейчас делают памятник книге.

Реальная история семейства Маннов, воспоминания Томаса и Генриха, жизнеописание тетки Элизабет (Тони Будденброк). Томас Манн вложил самого себя. Родился роман из желания написать рассказ, он вызревает из его ранних новелл.

Манн уважал бюргерство. Бюрегр — это не французский буржуа, его заботят не только деньги. «Берись лишь за дела, которые ночью не потревожат твой сон». Немцы в это верят и пытаются вести свою коммерцию честно.

Хотел дать жизнеописание художника из бюргерской семьи. Хотел написать short story. Предыстория стала самой историей. Историю своей семьи понял символически, историю упадка увидел через призму Ницше.

С одной стороны, это семейная хроника. Это жизнь с момента новоселья — история падения семейтва Будденброков. Четыре поколения семьи — Йохан, Йохан-консул (Нидерландов), Томас (как раз едет в Голландию), Ганн.

Во втором поколении уже наступает некоторый раскол.

С точки зрения сюжетной структуры просматриваются 4 части.

1) предыстория, история Йохана-старшего и Йохана-консула

2) история Тони, образ представляет собой несостоявшуюся личность, пример нерожденной личности, она себя не воплотила; она не понимает предназначения своей жизни; история двух ее неудачных браков

3) история Томаса (главный персонаж романа, центральный), история исчезновения жажды жить; чувствует усталость всегда, во всех своих действиях

4) история гибели художника, маленького Ганна, который мог бы появиться в семье Будденброков; исчезновение счастья и радости

В этом романе идет погружение, углубление повествование в жизнь героя. Есть три художественных пласта, которые развиваются вместе с молодым человеком, растущим на наших глазах. Первый пласт — реалистический, это куча деталей, какие сюртуки, какого цвета, что едят, что пьют; человек в окружении вещей. Попытка понять человека через его рождение в определенной семье, воспитание, обучение, положение в обществе. Надо отметить, что стендалевского интереса к формированию личности нет, есть интерес к показу этого человека в сфере привычных вещей и их изменения. Отсюда вытекает второй пласт — психологический (начинается при переходе к младшим поколениям). Анализ душевной, субъективной жизни. Поэтика лейтмотива, берется одна черта героя и потом повторяется (французские словечки Йохана, бакенбарды Грюнлиха). Вещи здесь затаптывают человека.

Психологизм достигает пика тогда, когда дело доходит до третьей части сюжета.

Образ семьи целостной и в трещинах. Природные образы — гроза (смерть Йохана-консула).

В последней части возрастает символизм, она написана прозой модерна. Смерть Томаса Будденброка — самая символическая. Неизвестно точно, как он умер. Говорят, что он умер от «зуба», на приеме у дантиста у него разрывается от боли голова, там оказался задет нерв какой-то. Врач Брехт отпрянул от него «бледный как смерть» — уже символ. Все что предшествует смерти показано через символы, а не поток сознания (символ «руки, схватившей мозг»). После самого момента смерти тоже идут одни символы — лужица крови, шляпа, руки и так далее. Символическая смерть, унижение со стороны мира, чистюля Томас умер в грязи на улице.

Директор школы Ганна воспринимается как господь бог.

Одухотворение — этот дар рождает поэта, в кажду частицу вкладывает душу. Ганна-художника, начинающего композитора давит школа. Директор — ветхозаветный бог в восприятии Ганна. В школе почти гомосексуальная дружба с Каем. Ганн говорит, что устал и хочет умереть, что школа как мир, построена на лжи и духовном насилии. Но убежать от жизни нельзя. Эти три главы о Ганне заканчиваются смертью. Заканчивается все тем, что оборванный граф Кай целует руки Ганну на смертном одре.

Чередование точных описаний, проникновение во внутренний мир и символизма предрекает этот метод модерна.

Модерн рождается из попытки синтезировать реализм с символизмом. В технике современного романа 20 века эти тенденции особенно сильны. В следующих романах Манна модерн проявляется очень ярко.

Томас Манн получил Нобелевскую премию за роман «Будденброки».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: