Характеристика федеративной формы государственного устройства

Федеративная форма государственного устройства в отличие от унитарной сложна и многолика и в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями. Несмотря на преобладание унитаризма, федерация до настоящего

времени является достаточно распространенной формой государственного устройства и существует в ряде зарубежных стран

(США, Канада, Мексиканские Соединенные Штаты, ФРГ и др.). Федерация представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Характерные признаки федеративной формы:

1. Территория федеративного государства в политико-административном отношении не представляет собой единого целого: состоит из территорий субъектов федерации. Субъекты федерации юридически лишены права участия в международных отношениях. Субъекты федерации не обладают правом одностороннего выхода (право сецессии) из союза.

2. Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью (это фиксируется в Конституци Федерации), но его К. не должна протифоречить федеративной (ст. 6 конституции Швейцарского Союза: «Кантоны обязаны испрашивать у Союза гарантию для своих конституций [...]")

3. Субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов. которые действуют только на территории субъекта федерации и должны соответствовать союзному законодательству. Принцип приоритета общефедерального закона является всеобщим для всех без исключения федераций (ст. 31 Основного закона ФРГ постановляет: «Федеральное право имеет перевес над правом земель»).

Федеральные законодательные органы могут, как правило, принимать законы специально для определенных членов федерации.

4. Субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему (пример - США).

5. Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства.

6. Длительное время обязательным признаком федеративной формы государственного устройства считалась двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм). Исключения появились только после второй мировой войны в связи с образованием молодых государств (конституция Исламской Республики Пакистан 1956 года). В настоящее время во всех федерациях применяется бикамерализм. Нижняя палата - орган общесоюзного представительства и избирается по территориальным избирательным округам. Верхняя палата представляет интересы субъектов федерации.

По методу формирования верхние палаты федеральных парламентов подразделяются на выборные (сенаты США, Мексики) и назначаемые (сенат Канады, бундесрат ФРГ). Установление принципов разграничения компетенции имеет большое значение: от этого зависит юридическое положение государственного образования в союзе и характер тех отношений, которые складываются между союзом и членами федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: