Тема 22.
22.1. Создание основ социалистического федеративного государства.
22.2. 1 Съезд Советов СССР. Договор 1922 г. Декларация об образовании СССР. Конституция СССР 1924 г.
22.3. Деформация политической системы и государственного аппарата в 1930-е гг. Формирование партийно-государственной диктатуры. Культ личности.
22.4. Централизация правоохранительной системы. Внесудебные репрессии. Судебные процессы 1936-1938 гг. ГУЛАГ.
22.5. Обновление конституционного законодательства. Конституция СССР 1936 г.
22.1. Создание основ социалистического федеративного государства.
Принятый 1 июня 1919 г. Декрет ВЦИК провозглашал необходимость военного союза между социалистическими республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией, Латвией, Литвой и Крымом. Союз предусматривал объединение военной организации и командования, Советов народного хозяйства, железнодорожного управления; финансов, комиссариатов труда. Гражданская война помешала реализации проекта, однако модель союза была выработана. В феврале 1920 г. создана комиссия для разработки вопросов федеративного устройства РСФСР: на этой основе летом 1920 г. образовались Башкирская, Татарская, Казахская и Калмыцкая автономные республики.
|
|
Система двусторонних межреспубликанских договоров начала развиваться с 1920 г. В ноябре этого года был подписан договор РСФСР с Азербайджаном, предусматривавший объединение обороны, экономики, внешней торговли, продовольствия, транспорта, финансов и средств связи.
В декабре 1920 г. аналогичный договор подписали РСФСР и Украина, в январе 1921 г. — РСФСР и Белоруссия, в декабре 1920 г. РСФСР и Армения, в мае 1921 г. — РСФСР и Грузия. Основу договоров составляло соглашение о тесном военном и финансово-экономическом союзе республик. Полномочный орган РСФСР, ведавший определенной областью экономики и финансов, назначал своего представителя с правом решающего голоса в республиканский СНК.
Другим вариантом объединения было создание объединенных комиссариатов двух республик, эти комиссариаты входили в состав СНК РСФСР, а в составе республиканского (например, Украинского) правительства имели своих уполномоченных. Соответственно республика посылала своих уполномоченных представителей во ВЦИК РСФСР. Договоры с отдельными республиками содержали некоторые нюансы. Договоры с тремя несоциалистическими республиками (Хорезмская, Бухарская, Дальневосточная) не включали положения об объединении управленческих структур, отношения между РСФСР и этими республиками строились скорее как международные, чем как федеративные. Две первые республики войдут в состав СССР в процессе национально-государственного размежевания в Средней Азии, а ДВР после окончания
|
|
Гражданской войны на Дальнем Востоке будет включена в состав РСФСР. В апреле 1923 г. на партийном съезде ВКП(б) был одобрен выработанный еще в 1920 г. план разделения европейской части России на 12 экономических районов, а азиатской — на 9. Территориальный и экономический критерии внутреннего деления оттесняли национальные.
Этот план не был реализован. В 1921—1922 гг. ликвидированы таможенные границы между республиками, и торговое пространство стало рассматриваться как внутригосударственное и единое. На общих принципах строилось налоговое законодательство. Республики осуществляли совместное финансирование многих хозяйственных проектов. Бюджеты республик формировались в рамках общего бюджета. Законодательство РСФСР с согласия республик действовало на их территориях.__ Одну из альтернативных форм объединения республик дал опыт Закавказья. Три закавказские республики образовали Федерацию социалистических советских республик Закавказья. В марте 1922 г. в Тифлисе был образован Высший экономический совет республик Закавказья, ведавший вопросами общей обороны, финансов, внешних связей, управления экономикой и транспортом трех республик (Грузии, Армении, Азербайджана). Сложился территориальный союз (конфедерация), имевший своим высшим органом Конференцию центральных исполнительных комитетов республик.
В декабре 1922 г. конфедеративный союз был преобразован в Закавказскую советскую федеративную социалистическую республику (ЗСФСР). Высшими органами власти стали Съезд Советов и ЦИК.
Возникла новая (по сравнению с РСФСР) форма федерации, в которой составляющие ее союзные республики обладали более широкими правами, чем автономные в РСФСР (в области конституционного строительства, вопросах гражданства и т. п.)
В августе 1922 г. для разработки модели новой федерации была создана комиссия из представителей ЦК РКП(б) и ЦК компартий республик. Предложенный для обсуждения проект Наркомнаца предусматривал вхождение Украины, Белоруссии, Грузии, Азербайджана и Армении в состав РСФСР, сохранив органы последней в качестве федеративных (≪проект автономизации≫). Тезисы были приняты комиссией ЦК РКП (б) в конце сентября.
Однако Ленин отверг идею автономизации и предложил другой вариант: федеративные органы власти ставились над республиканскими, а в федерацию объединялись равноправные, а не подчиненные РСФСР республики. В октябре новый проект был одобрен ЦК РКП (б). Утвержденные в конце ноября ≪Основные пункты Конституции≫, разработанные специальной комиссией, были направлены на обсуждение в союзные республики.
22.2. 1 Съезд Советов СССР. Договор 1922 г. Декларация об образовании СССР. Конституция СССР 1924 г.
Идея объединения республик на правах автономий в составе РСФСР, которую помимо И. В. Сталина отстаивали В. М. Молотов, Г. К. Орджоникидзе, Г. Я. Сокольников, Г. В. Чичерин и другие, созрела не только в высших эшелонах власти, но и выдвигалась на более низких ступенях государственного аппарата и имела немало сторонников среди коммунистов окраин. Проект был одобрен партийным руководством Азербайджана, Армении и Закавказским крайкомом РКП(б).
ЦК КП Грузии выступил против, заявив, что объединение в форме автономизации преждевременно, объединение хозяйственной и общей политики необходимо, но с сохранением всех атрибутов независимости. Фактически это означало оформление конфедерации советских республик, основанной на единстве военной, политической, дипломатической и частично - хозяйственной деятельности.
В целом, не возражая против резолюции, Центральное бюро КП Белоруссии высказалось за предпочтение договорных отношений между независимыми союзными республиками. ЦК КП Украины проекта не обсуждал, но заявил, что исходит из принципа независимости Украины.