double arrow

Федеративное государство как форма государственного устройства

В качестве одной из основ конституционного строя ст. 1 Конституции РФ закрепляет федеративное устройство Рос­сии, что отражает официальное название государства. Сре­ди сравнительно небольшого числа федераций мира поло­жение Российской Федерации уникально: она является самой большой федерацией мира не только по абсолютно­му количеству субъектов (89), но и по числу их разновид­ностей (6).

Термины «федерация» и «федерализм» весьма востребо­ваны в современном мире, причем не только в науке, но и в таких сферах общественных отношений, как литература, публицистика, спорт, культура, профсоюзная и иная про­фессиональная деятельность, функционирование различ­ных институтов гражданского общества и общественных объединений (женских, молодежных, студенческих, дет­ских, ветеранских и т.п.). В широком смысле слова под фе­дерацией (от лат. federare – «объединять, укреплять сою­зом») понимается любая система, структура, состоящая из неодинаковых частей.

Рассматриваемые термины имеют и собственно право­вое значение. При этом они не являются тождественными, а соотносятся как форма и содержание. Федерация – это форма территориально-государственного устройства, при которой составными частями государства являются относи­тельно самостоятельные государственные образования – субъекты федерации; федерализм – это проявление ус­тановленных федеративных отношений, это сами федеративные отношения во всем их многообразии. Федерализм справедливо рассматривается как межотраслевое понятие, содержащее не только юридические, но и политические, социологические, психологические, исторические, эконо­мические и иные аспекты. Таким образом, федерация как форма, организационная сторона государства отражает ста­тику в государственных отношениях, а федерализм – ди­намику внутригосударственных отношений в федератив­ном государстве. При этом главное в характеристике федерализма – не уяснение территориальной составля­ющей государства, а именно федеративные отношения, т.е. взаимосвязи различных субъектов этих отношений. Не яв­ляясь тождественными, понятия «федерация» и «федера­лизм» находятся тем не менее в неразрывном единстве (во всяком случае с сугубо юридической точки зрения): феде­рация немыслима без федеративных отношений, а федера­тивные отношения возможны только в федеративном госу­дарстве.

Четкую, непреодолимую границу между федерализмом и унитаризмом провести сложно. Децентрализация власти присуща не только федеративному, но и унитарному госу­дарству, при этом степень автономии составных частей некоторых унитарных государств (областей Италии, авто­номных сообществ Испании, Палестинской автономии в Израиле, Республики Каракалпакстан в Узбекистане и др.) может быть большей, чем субъектов отдельных федератив­ных государств (например, штатов в Индии). Поэтому сущ­ностным признаком федерализма является не степень авто­номии составных частей государства, а особый характер федеративных отношений, которые по определению невоз­можны в унитарном государстве независимо от объема прав, предоставляемых его территориальным единицам.

Федеративные государства в обязательном порядке ха­рактеризуются наличием двух уровней государственной власти, причем в федеративных отношениях главными яв­ляются отношения по поводу распределения и осуществле­ния государственной власти. В осуществлении государ­ственной власти, равно как и в федеративных отношениях вообще, обязательно имеет место элемент соглашения (не в буквальном юридическом смысле «договор»), сочетание сотрудничества и подчинения. Если в унитарном государстве власть делится «сверху» и также, «сверху», в любой момент предоставленные составным частям государства власть и автономия могут быть отняты или изменены, то в федеративном государстве исключается принятие подоб­ных решений центральной власти в одностороннем поряд­ке, обязательно участие в принятии таких решений субъек­тов федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: