Сквозное действие

Понятие о сквозном действии, как и понятие о сверхзадаче, - одна из основ системы К. С. Станиславского. «Действенное, внутреннее стремление через всю пьесу двигателей психической жизни артисто-роли» к сверхзадаче Станиславский называл «сквозным действием». Таким образом, сквозное действие теснейшим образом связано со сверх­задачей, диктуется ею.

Вот исполнитель выбрал рассказ, взволновавший его своей проблемой. Нашел сверхзадачу, которая будит его творческую фантазию. Начинается анализ текста. Выявлены основное событие рассказа, поступки героев, их взаимоотношения, определено отношение рассказчика к событию и геро­ям. Вы вникаете в детали рассказа, стремитесь ярче, яснее представить себе все, о чем идет речь. Ни одно слово, ни одна фраза не оставлены без внимания, каждая подробность что-то добавляет к рассказу, вызывает в па­мяти исполнителя жизненные ассоциации. Подробный, глубокий анализ стилистики произведения помогает точнее вскрыть подтекст, уяснить замы­сел автора, его взгляд на проблему. Но, не умея подчинить весь рассказ основному, сквозному действию, ис­полнитель передает текст «впрямую», т. е. каждое слово звучит в отрыве от контекста, от сверхзадачи и выражает лишь то, что оно непосредственно обозначает. В таких случаях, произнося слова печаль, грусть, исполнитель непременно «грустит», а, произнося радость, веселье, - «радуется». Пре­небрегая сверхзадачей и сквозным действием, которые диктуют подчас свою, образную логику речи, исполнитель владеет лишь логикой нейтраль­ной грамотной речи.

Наша задача - научиться уже в период анализа текста не столько делить рассказ на куски, сколько синтезировать, собирать его вокруг основной мы­сли. «Обрастая» видениями, ассоциациями, увлекаясь подробностями, ис­полнитель не должен терять из виду главного - сверхзадачи. Тогда в расска­зе возникнет взаимозависимость частей и их подчинение основному в тексте. Пропитать сверхзадачей, нанизать на единый стержень сквозного дей­ствия весь текст рассказа - вот на что должно быть направлено внимание исполнителя уже в первый период работы.

Подчиняя текст сквозному действию, мы выявляем слова, фразы, куски, которые наиболее четко подкрепляют мысль рассказчика, как бы укрупняют ее. Одни из них будут стоять на первом месте; другие, менее важные, отсту­пят на второй, третий план; остальные слова будут произноситься как бы не­заметно, не теряя, однако, при этом своей доходчивости, дикционной ясно­сти.

Подчинение текста сквозному действию и сверхзадаче способствует развитию образного мышления, образной речи.

Именно сверхзадача и сквозное действие влияют на те или иные смы­словые ударения в рассказе. Если этого требует замысел отрывка, смысло­вое ударение может падать на прилагательное, местоимение и т.д., т.е. на такие части речи, на которые по общепринятым законам грамотной устной речи оно обычно не падает. Например, произнося вне контекста фразу: «Спектакль происходил в небольшом флигеле», мы поставим смысловое ударение на слово флигеле. Интонационный рисунок фразы в русском язы­ке таков, что, как правило, основное фразовое ударение падает на послед­нее слово последнего речевого звена (синтагмы). А теперь представим, что для рассказа в целом очень важна подробность, заключающаяся в опреде­лении: флигель был небольшой, и поэтому спектакль прошел хуже обычно­го - и сцена крохотная, и декорации не уместились, да и зрителей было ме­ньше, чем всегда. Такое смысловое решение отрывка потребует переноса ударения на слово небольшой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: