Понятие о сквозном действии, как и понятие о сверхзадаче, - одна из основ системы К. С. Станиславского. «Действенное, внутреннее стремление через всю пьесу двигателей психической жизни артисто-роли» к сверхзадаче Станиславский называл «сквозным действием». Таким образом, сквозное действие теснейшим образом связано со сверхзадачей, диктуется ею.
Вот исполнитель выбрал рассказ, взволновавший его своей проблемой. Нашел сверхзадачу, которая будит его творческую фантазию. Начинается анализ текста. Выявлены основное событие рассказа, поступки героев, их взаимоотношения, определено отношение рассказчика к событию и героям. Вы вникаете в детали рассказа, стремитесь ярче, яснее представить себе все, о чем идет речь. Ни одно слово, ни одна фраза не оставлены без внимания, каждая подробность что-то добавляет к рассказу, вызывает в памяти исполнителя жизненные ассоциации. Подробный, глубокий анализ стилистики произведения помогает точнее вскрыть подтекст, уяснить замысел автора, его взгляд на проблему. Но, не умея подчинить весь рассказ основному, сквозному действию, исполнитель передает текст «впрямую», т. е. каждое слово звучит в отрыве от контекста, от сверхзадачи и выражает лишь то, что оно непосредственно обозначает. В таких случаях, произнося слова печаль, грусть, исполнитель непременно «грустит», а, произнося радость, веселье, - «радуется». Пренебрегая сверхзадачей и сквозным действием, которые диктуют подчас свою, образную логику речи, исполнитель владеет лишь логикой нейтральной грамотной речи.
|
|
Наша задача - научиться уже в период анализа текста не столько делить рассказ на куски, сколько синтезировать, собирать его вокруг основной мысли. «Обрастая» видениями, ассоциациями, увлекаясь подробностями, исполнитель не должен терять из виду главного - сверхзадачи. Тогда в рассказе возникнет взаимозависимость частей и их подчинение основному в тексте. Пропитать сверхзадачей, нанизать на единый стержень сквозного действия весь текст рассказа - вот на что должно быть направлено внимание исполнителя уже в первый период работы.
Подчиняя текст сквозному действию, мы выявляем слова, фразы, куски, которые наиболее четко подкрепляют мысль рассказчика, как бы укрупняют ее. Одни из них будут стоять на первом месте; другие, менее важные, отступят на второй, третий план; остальные слова будут произноситься как бы незаметно, не теряя, однако, при этом своей доходчивости, дикционной ясности.
Подчинение текста сквозному действию и сверхзадаче способствует развитию образного мышления, образной речи.
Именно сверхзадача и сквозное действие влияют на те или иные смысловые ударения в рассказе. Если этого требует замысел отрывка, смысловое ударение может падать на прилагательное, местоимение и т.д., т.е. на такие части речи, на которые по общепринятым законам грамотной устной речи оно обычно не падает. Например, произнося вне контекста фразу: «Спектакль происходил в небольшом флигеле», мы поставим смысловое ударение на слово флигеле. Интонационный рисунок фразы в русском языке таков, что, как правило, основное фразовое ударение падает на последнее слово последнего речевого звена (синтагмы). А теперь представим, что для рассказа в целом очень важна подробность, заключающаяся в определении: флигель был небольшой, и поэтому спектакль прошел хуже обычного - и сцена крохотная, и декорации не уместились, да и зрителей было меньше, чем всегда. Такое смысловое решение отрывка потребует переноса ударения на слово небольшой.
|
|