Выявление идейного смысла произведения

В художественном слове вся идейная нагрузка ложится на одного исполнителя. Он один воплощает авторский замысел, доносит сверхзадачу произведения.

Начиная анализировать материал по линии видений, подтекста, углубляя и расширяя свои знания о нем, мы постепенно воссоздаем мир, о котором пишет автор. В процессе работы мы заражаемся мыслями автора, осознаем то «не могу молчать», которое послужило основной для создания произведения, и таким образом познаем его идейную направленность. Авторская идея пронизывает произведение от начала до конца. От глубины вскрытия текста историко-литературного анализа зависит и эмоциональная насыщенность рассказа, и осмысление, образов, и оценка фактов, и действенная сила слова. История создания произведения проясняет для исполнителя его глубокий смысл, необычайно заостряет идейное содержание, заставляет передавать каждое событие в ярком и точном словесном действии.

Образность художественного текста, его насыщенность ассоциациями, видениями помогают сделать его своим, усиливают заразительность, полноту воздействия на слушателей.

СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ И СВЕРХЗАДАЧА В ЛИТЕРАТУРНОМ ТЕКСТЕ

Понять произведение в идейном плане еще не значит воплотить идею, донести ее. Это особенно подчеркивал В.И. Немирович-Данченко. Он писал, что идею произведения надо уметь найти в действии, в чертах проведения и характера всех без исключения героев, а для этого понять, чем захвачены их чувства и мысли.

Работа над литературным материалом дает нам возможность доносить идею произведения до слушателей. Для этого, прежде всего, надо выстраивать сквозное действие рассказа так, чтобы каждый эпизод решался с учетом сверхзадачи, развивал, подчеркивал авторский замысел, чтобы каждое событие осмысливалось в связи с общей идеей, которая таким путем будет по мере развития действия все полнее выявляться. Однако заостренность, целенаправленность авторской мысли зачастую тонет за детальным разбором каждого события в тексте. Накопление видений предметов, событий, подробное воссоздание действительности, анализ отдельных эпизодов – все это порой мешает взглянуть на текст в целом, дробит, останавливает действие. Необходимо собрать рассказ в единое целое, подчинить все авторскому замыслу. В литературном материале, в условиях рассказа об уже произошедших событиях, надо учиться подчинять отдельные эпизоды целому, сохранять перспективу мысли, перспективу развития действия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: