Л.Н. Толстой говорил, что искусство писателя заключается в том, чтобы находить «единственно нужное размещение единственно нужных слов». Задача чтеца – понять замысел автора, проникнув в тайну этого единственно нужного размещения нужных слов. Здесь помогает в первую очередь умение логически мыслить и знание особенностей родного языка – его лексики, специфического построения фраз, значения знаков препинания. В словесном действии это имеет не маловажное значение, но и обязательным условием является интонация (движение голоса вверх, вниз при развитии мысли, при завершении ее). Она должна точно передавать мысль, которую хотел сказать автор. А для этого нужно проникнуть в существо мысли.
Такая задача ставится в первую очередь при логическом анализе текста. Мы изучаем не интонационные подходы сами по себе. Мы идем к тому кругу мыслей, видений, подтекстов, которые необходимы для раскрытия замысла автора. Это и помогает рождению нужных интонаций для единственно нужных слов.
Каждое отдельное предложение делится по смыслу на группы, состоящие их одного или нескольких слов. Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами. В каждом речевом такте есть слово, которое по смыслу должно быть выделено в звучащей речи повышением или понижением голоса. Такое интонационное выделение слова называется – логическим ударением.
Отдельный речевой такт редко содержит в себе законченную мысль. Ударение каждого речевого такта должны быть подчинены главному ударению целого предложения.
В звучащей речи каждый речевой такт отделен от другого остановками различной длительности. Эти остановки называются логическими паузами. Внутри такта не может быть паузы, и все слова произносятся слитно, почти как одно слово. А между тактами и в конце предложения может быть логическая пауза. Логические паузы могут проставляться там, где находятся знаки препинания. Но логических пауз в предложении может быть гораздо больше, чем знаком препинания.
Виды пауз:
1. Разъединительные паузы – такая пауза, которая означает границы сюжетных композиционных кусков. Перед разъединительной паузой характерно понижение голоса.
2. Соединительные паузы – это паузы, не отмеченные знаками препинания и бывают в следующих предложениях:
- между группой подлежащего и группой сказуемого (если подлежащее не выражено местоимением).
Дочка, V слушала с любопытством.
- между двумя подлежащими или двумя сказуемыми перед соединительными союзами И, ДА, ИЛИ, и др.
Иван Матвеевич, V садится V и широко улыбается.
- после обстоятельственных слов, стоящих в начале предложения, реже в середине или в конце.
Со школьных лет V я чувствовал красоту русского языка.
перед: Ходжи Мурат V прожил неделю V в доме Ивана Матвеевича.
3. Психологические паузы – это паузы, которые не подчинены законам логики, они всецело относятся к области словесного действия.
«Там, где, казалось бы, логически и грамматически не возможно сделать остановки, там ее смело вводит психологическая пауза.» (К.С. Станиславский).
4. Люфт пауза – пауза для добора воздуха. Она не заметна.