Мы рассмотрели теоретические концепции управления персоналом, проливающие свет на феномен лояльности и обратную связь: руководитель - персонал. Теперь я предлагаю посмотреть на феномен предела лояльности, который я не смогла не включить в книгу.
Один из великих сказал: «Все хорошо в меру: снег, дождь и... лояльность». Можно быть лояльным, но лояльным до определенного предела. До последней черты. Что такое предел? Это конец, за которым пустота. В технических науках есть специальный термин - предельно допустимый размер, т. е. еще микрон и элемент конструкции окажется бракованным.
![]() |
Предел лояльности - некое пороговое значение, соображения целесообразности и морали, т. е. сотрудник будет лояльным до той поры, пока ему либо выгодно быть лояльным, либо не задеты его моральные принципы. В принципе, лояльность всегда задевает мораль сотрудника, вопрос лишь в том, можно терпеть или уже нельзя.
Рис. 4.1. Ограничители лояльности
Любой работник анализирует свои отношения с руководителем, прибегая к помощи этих двух инструментов.
Руководитель дает подчиненному какое-то поручение. Прежде чем его выполнить, сотрудник фирмы (осознано или неосознанно) задается вопросом: «А стоит ли?» А дальше идет процесс анализа, где, с
точки зрения индивидуальной морали и целесообразности, работник принимает решение, остается он лояльным или нет.
Бывает так, что, с точки зрения целесообразности, поручение шефа выгодно, а, с точки зрения морали, задевает достоинство подчиненного. В этой ситуации у работника наступает внутренний конфликт, получивший в научной и специальной литературе название «внутриличностного».
![]() |
Рис. Раздражающие факторы как толчок к внутриличностному конфликту
Внутриличностный конфликт наступает при столкновении моральных установокличности с соображениями целесообразности и сопровождается усиливающимся или ослабевающим давлением внешней среды.
![]() |
Рис. 4.3. Воздействие внешней среды на личность
Давление внешней среды на личность никогда не бывает одинаковым по силе воздействия: оно либоусиливается, либо ослабевает. В отличие от давления внешней среды моральные установки работника носят менее подвижный характер. Да, человеку, как я многократно утверждала выше, свойственно меняться, но его моральные установки изменяются опять-таки не каждый день.
Соображения целесообразности имеют более подвижный характер, чем система ценностей морали, но менее подвижный, чем влияние внешней среды.
![]() |
Рис. 4.4. Степень подвижности (динамика) факторов влияния
Моральные установки личности, соображения целесообразности и воздействие внешней среды можно при принятии человеком решения считать факторами, влияющими на него. При этом воздействие внешней среды носит объективный характер, а первые два фактора - субъективные (т. е. зависят от субъекта).
![]() |
Рис. 4.5. Факторы влияния
Внутриличностный конфликт завершается принятием того или иного решения. Это происходит тогда, когда какой-либо из факторов оказывается результирующим.
![]() |
Но иногда принятие решения не означает окончания внутриличностного конфликта: если принято решение, которое оскорбляет моральные установки личности, внутриличностный конфликт не разрешается - он загоняется внутрь, становится перманентным. Данная ситуация провоцирует затяжные депрессии и хроническую неудовлетворенность собой, что в перспективе медленно, но верно снижает степень лояльности.
Рис. 4.6. Принципы морали и внутриличностный конфликт
Все. Круг замкнулся. Если работник каждый раз предает свои моральные принципы, то наступает
новый виток конфликта, поскольку его подавляемое «Я» все равно не может смириться с требованиями руководителя по каким бы ни было соображениям целесообразности. Неудовлетворенность собой, как бы она ни «загонялась» вовнутрь, все равно прорывается наружу в виде депрессивных или агрессивных состояний.
Известно, что чаще всего подобные психологические состояния провоцируют те поручения начальства, которые, как у Ф. Ницше, «по ту сторону добра и зла».
Впрочем, говоря о моральных нормах, можно немного разграничить понятия: есть общепринятые моральные нормы (как надо!), а есть моральные нормы, принятые конкретным индивидом (как есть!). Ведь далеко не все члены N - общности считают делом чести соблюдать библейские заповеди. Данное состояние ненормально, но это реальное состояние.
Мы будем рассматривать внутриличностный конфликт исходя из реальных представлений о моральных нормах.
Помните, мы в первой главе рассмотрели японский путь формирования лояльности. Если поручение руководителя влечет за собой внутриличностный конфликт, то выбор делается в пользу руководителя. Что делать работнику, харакири или что-то другое -его личное дело, но приказ должен быть исполнен. Я бы хотела сравнить с японским путем китайский подход: если работник не согласен с руководством, то он волен поступать так, как пожелает. В этом заключается смысл поступков по-китайски.
Итак, какие решения руководителя (или какие его поручения) ставят работника перед дилеммой? Либо мнимая целесообразность, либо явное попрание моральных норм. Как правило, поручения руководителя подобного рода затрагивают две сферы: экономическую деятельность фирмы и межличностные отношения. Именно двусмысленные задания руководителя и порождают муки выбора между лояльностью (целесообразностью) и моральными нормами конкретного индивида.
![]() |
Для простоты рассуждений поручения руководителя мы называем «раздражающим фактором». Почему я употребила это выражение? «Раздражающий фактор» аналогичен иголке, которой слегка покалывают лягушачью лапку на уроке биологи, чтобы продемонстрировать великое значение условного рефлекса.
Рис. 4.7. Раздражающие факторы
Раздражающие факторы - факторы, провоцирующие внутриличностный конфликт, конфликт у подчиненного; представляют собой воздействие руководителя на работника.
Как правило, раздражающие факторы выступают как психологическое воздействие и являются осознанной манипуляцией.
В нашей книге манипуляция приобрела довольно-таки негативный оттенок. Но сама по себе манипуляция имеет нейтральный характер. Манипуляция приобретает знак «плюс» или знак «минус» в зависимости от цели воздействия субъекта на объект. Если цель манипулятора негативная, то и манипуляция приобретает соответствующую окраску.
Но, анализируя манипуляцию во благо, мы не должны забывать, «что благими намерениями дорога вымощена в ад».
Давайте внимательно посмотрим на схему, изображающую раздражающие факторы как толчок к внутриличностному конфликту.
Раздражающие факторы.













