- Истоки лояльности лежат внутри отношения компании к своим сотрудникам, в готовности руководства разговаривать с коллективом с позиции «равный - равный», в умении признавать ошибки руководства, объяснять причины тех или иных решений и/или непопулярных мер, т. е. на ОБЩЕНИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИИ. Второй источник лояльности формирует сам коллектив, в который приходит новый сотрудник. Если основная часть коллектива настроена доброжелательно к компании, действительно гордится своей компанией, в коллективе существуют хорошие, дружеские отношения между сотрудниками, то это будет волей-неволей проецироваться и на «нелояльных» сотрудников, что в конце концов приведет их к более лояльному отношению к компании.
Согласны ли вы с мнением, что лояльность к компании - это система мероприятий, а не личностная черта ее сотрудников?
- Лояльность к компании - это всегда совокупность как системы мероприятий, так и личностных черт сотрудников, в соотношении 50/50. Компания должна проводить мероприятия для повышения лояльности сотрудников, при том что это могут быть любые мероприятия, главный смысл их - дать понять сотрудникам, что компания заботится о них и хочет не воспитать корпоративный дух, а просто устроить своим сотрудникам приятный день или вечер. Что касается личностных черт - HR-менеджер еще на уровне интервью должен думать о том, будет ли этот сотрудник лояльным или нет; если, несмотря на то что сотрудник кажется изначально нелояльным, но хорошим профессионалом, он не станет, скорее всего, хотя, конечно, бывают исключения, останется нелояльным, что всегда создает трудности при взаимодействии с ним других сотрудников. Поэтому личностный фактор играет очень большую роль. Никогда не надо забывать о том, что главное в компании и в успехе в бизнесе - люди, за счет которых этот успех и возможен.
|
|
В некоторых компаниях сотрудникам иногда устраивают «проверки», если поддался на провокацию - уволен. Ваше отношение к провокационным методам как средству проверки благонадежности сотрудников?
- Проверки - это как раз тот инструмент, который подрывает лояльность сотрудников. Через проверки и рождается негативное отношение к руководству и к компании в целом. Так как в компаниях работают сотрудники, средний возраст которых 30 лет, проверки унижают сотрудников, говорят о том, что руководство не воспринимает их всерьез и не доверяет им.
Подобное деление наказуемо УК РФ и законодательствами других стран. И тем не менее «карьера через постель» - весьма распространенное требование облегченных некоторой степенью власти лиц мужского пола. Таким образом, наши бизнесмены работают на имидж, единственного и неповторимого во всех проявлениях. Сексуальные домогательства в бизнесе, возможно, позорная, но преходящая черта эпохи. Как красный до противного пиджак и толстая золотая цепь «новых русских».
|
|
Впрочем, управлять персоналом приходится не только в бизнесе. Персонал повсюду, где работают. Давайте обратим внимание на, казалось бы, далекую от денег сферу - науку.
Вы, вероятно, помните мой разговор с бывшим преподавателем о лояльности? Так вот, он имел продолжение.
- Вы мне так и не рассказали, что произошло с Аленой. Ходят слухи...
- Ну и пусть они ходят, Оксана. Хорошо, вам я расскажу. Эксклюзив для вас.
Старичок втянул носом теплый воздух и, оглянувшись по сторонам, продолжил...
- Оксана, я уже сто раз говорил, что нам нужны лояльные студенты. Именно лояльные.
- А думать-то кто будет? Кто будет двигать науку вперед?
- У нас есть кому думать. А Алена... Я не понимаю ее поступков. Вот сами посудите... Мы собирались отдать ее этому... соловью от политики. Она ни в какую. «Як нему не пойду, он мне не нужен!» Упросила научного руководителя оставить ее у себя... Короче, столкнула мужиков лбами... Ладно, Игорь простил бы ее, если бы Алена проявила высокую степень лояльности. Так нет же, девица «крутила динамо» и распускала грязные сплетни.
- По-вашему, она должна была уступить, чтобы он поверил в факт (язык не поворачивается!) лояльности?
Интеллигентный доктор исторических наук и профессор даже подпрыгнул на лавочке от возмущения.
- А почему бы нет? Ведь Алене на тот момент было не 17 лет. Да и он вроде бы молодой мужчина.
- Вообще-то Игорь Николаевич женат. Или это слухи?
- Оксана, не ставьте к стенке профессуру. Наука - это особый мир, когда в него попадаешь, забываешь о семье и жене. Игорь на кафедре от зари до зари... А Алена должна была с ним согласиться.
- По-моему, она очень щепетильна в вопросах морали.
- Она-то? Эта принципиальная недотрога при всех называла Игоря не иначе, как мой усатый львенок, и вешала на него свою куртку. Он все правильно понял. Почему вы ее защищаете, Оксана? И там был не один Игорь. Я вообще не знаю, кого любит Алена во-первых, кого во-вторых, кого в-третьих. Мы все поняли одно - она нелояльна кафедре и точка!
Как видите, половая близость с руководителем (в бизнесе или науке) приравнивается к факту лояльности.
Вопрос вот в чем: почему женщины, подвергшиеся «атаке желания», не защищают свои права.
Есть стереотип: пока не замечаешь проблему, ее не видят остальные.
Факт: женщины боятся огласки, поэтому наше общество подвергает их пересудам, и их репутация, тщательно оберегаемая от сплетен, становится дыркой от бублика.
Как-то раз я поговорила с психологом Центра по защите женщин, пострадавших от домашнего и сексуального насилия.
- Ира, обращаются ли к вам женщины, ставшие жертвами сексуального насилия на работе?
- Очень редко. Чаще звонят женщины, которых избивает пьяный муж. Примерно два раза в месяц звонят те, кому предъявляют ультиматум на работе: «Или ты со мной спишь, или ищи себе другое место». Парадокс: жертва подобного обращения страдает комплексом мазохизма. Вместо того чтобы дать нахалу достойный отпор или написать заявление об уходе, несчастная продолжает терпеть. Я знаю женщин, которые, став жертвой подлеца руководителя, впадали в депрессию, начинали пить, калечили себя, забывали о детях. Но все они приходили на проклятую работу и соглашались с драконовскими требованиями.
- Много ли замужних женщин среди пострадавших?
- Много. Есть мнение, что мужчины-начальники предпочитают хорошеньких девчушек. Это не всегда так: на кого упадет взгляд мужчины-руководителя, ответить трудно.
- А что же мужья?
- Насильники давно отыскали психологическую лазейку. Если муж узнает, что его жена спит со своим начальником, то он разберется с любимой, а не с коварным типом. Только немногие мужья пойдут разбираться «по-мужски». Большинство из них обвинят собственную жену в измене и накажут за адюльтер, как принято.
|
|
- Но поведение женщины в данной ситуации нельзя считать неверностью.
- Мужья считают любую близость своей женщины с другим изменой. Они не будут выяснять мотивов поведения. Понимаете, если женщина узнает о близости своего партнера с другой, ее агрессия будет направлена на соперницу. А если в такой ситуации окажется мужчина, он превратит жизнь своей жены в ад.
- На работе - ад, дома - ад... Не многовато ли?
- Такое случается с женщинами, страдающими комплексом мазохизма. А также со слабыми, замкнутыми, неуверенными в себе. Есть наука, изучающая поведение потенциальных жертв. В том числе и жертв сексуальных домогательств. Каким бы озабоченным самцом ни был руководитель, он подойдет со своими притязаниями не к каждой женщине. Кто чаще всего становится жертвой сексуального насилия? Раскрепощенные кокетки и доверчивые незабудки. Если на корпоративной вечеринке женщина пьет очень много вина, она станет объектом не того внимания. Или если леди позволяет легко увезти себя за город, свято веря в факт рыбной ловли...
Женщина пугливая и осторожная своевременно и зерно оценит ситуацию, сделает все, чтобы не попасть в глупое положение.
- Но иногда встречаются мужчины, которых не остановит даже крест.
- Да, еще встречаются те, кто планомерно, методично и с завидным упорством мстит отвергнувшей ихженщине. Рассказывают небылицы, сочиняют леденцы и распространяют ложную информацию. Из-за таких мстителей разрушаются семьи, калечатся человеческие судьбы. Конечно, земля и не такую неметь носила. Но... очень обидно за страдающих женщин. Мы по мере возможностей стараемся помочь, но этого мало, капля в море...
Перед вами два интервью. На грустную тему, далекую от пикантного. Я намеренно не обсуждала ситуации, когда женщина сама по доброй воле соблазняет руководителя из карьерных соображений. В последнем случае его мужские поступки нельзя счисть сексуальными домогательствами, а последствия - сексуальным насилием. Здесь все проще: девочка уже большая, карты в руки...
|
|
Эта глава (вернее, часть ее) для тех, кто не знает сак себя вести, столкнувшись с руководителем, который увязывает между собой понятия «половой близости» и «лояльности».
А мы переходим к следующей теме. Дискриминация по возрасту и лояльность. «Можно подвергнуться дискриминации не только по полу, но и по возрастному - утверждают достаточно многие работники.
Российское законодательство квалифицирует возрастные ограничения при приеме на работу как нарушение прав человека. Ведущие региональные газеты по трудоустройству не принимают к публикации объявления, содержащие фразы: «Лицам после 35-и лет не звонить».
В советский период нашей истории специалист «вживался в общество на производстве» по принципам системы гильдий. Он приходил на работу и первое время был мальчиком на побегушках. Если мальчонка оправдывал доверие, то для него определяли поле деятельности и ставили посильные задали. К 30-и годам молодой человек был правой рукой руководителя отдела, а годам к 40-а - вполне мог занять кресло руководителя.
Напротив, быстрый подъем по карьерной лестнице настораживал.
В начале 1990-х гг. все поменялось. Молодые люди быстро адаптировались в новых условиях, а опытный специалист за 40 оставался не у дел.
В настоящее время молодежь стремится как можно раньше начать делать карьеру. И некоторые молодые люди делают ее весьма успешно. Сколько
появилось инициативных руководителей в возрасте до 30-и лет? Они решили проблему восхождения по службе и тут же столкнулись с другой - проблемой лояльности персонала.
Нам не привыкать к ситуации, когда подчиненному 40 лет, а начальнику 25. Но... в таком отделе возникают трения и разногласия, так как сталкиваются представители двух разных миров, да и проблему «отцов и детей» человечество пока не разрешило.
Подчиненный 45-и лет скажет о своем руководителе: «Да, деловой хватки ему не занимать, он умеет выкручиваться из сложнейших, запутанных, подчас экстремальных ситуаций, неплохо разбирается в людях. А вот практических знаний, опыта управления фирмой по схеме «руководитель - персонал» еще недостаточно. И в оборудовании ничего не смыслит».
Есть другой вариант, когда подчиненный зрелых лет высказывается еще жестче: «Тоже мне, диплом МВА. Мы такой ерунды не заканчивали, а вот в люди вышли. Не все в жизни можно получить, ставя на лошадь. Говорить по-английски научился, а моральных принципов как не было, так и нет».
А что думает 25-летний руководитель о подчиненном?
«Я вас уважаю, Иван Степанович. Ваши знания и опыт по производственной части бесценны. А вы все смотрите на меня, как на пацана-разгильдяя. Я не виноват в том, что не было у вас стажировки в Штатах. Как-то все быстро в моей жизни получилось. Надо было рисковать — я рисковал. Драться - я дрался. Были бессонные ночи и злые чиновники. Доверяйте мне. Только почему вы такой мягкотелый? Почему все время сидите, надеетесь и ждете? Нужно проявлять инициативу».
Или по-другому.
«Да что он сверлит меня глазами? Я ему не соседский пацан, а его директор. Ну и что, молодость не преступление. Мы родились в разное время: я такой, а он - другой. Вот и все».
Почему молодой руководитель предпочитает работать с ровесниками или чуть помладше? Ответ: среди людей более близких по возрасту проще самоутвердиться, проще отстоять свое лидерство. С людьми зрелыми, опытными есть риск не договориться.
У каждого поколения свои ценности. Наши отцы и матери в большей степени, чем мы, были ориентированы на семью.
Поколение, чья молодость пришлась на 1980-е гг., жило своим внутренним миром. Благо, условия их детства и юности были более чем благоприятными.
Те, кто в 1991 г. отмечал 15-летие или 17-летие, испытали самый настоящий шок. Их воспитывали нежные и любящие родители, учившие гуманистическим идеалам и непротивлению злу. А тут... Родители растерялись, они не смогли стать примером для подростков. Бабушки и дедушки, родившиеся после войны, могли бы научить большему, но отро честву свойственно постигать мир путем «набивания шишек».
Дети 1990-х гг. с ранних лет поражают необыкновенной деловой хваткой и железной силой воли. Если мир жесток, то будь таким же. Это именно они начинают делать карьеру, сидя за школьной партой. Детишки 1990-х гг. снисходительно относятся к романтизму старших братьев и сестричек (детей 1980-х гг.) и к непрактичности своих родителей (детей 1970-х гг.).
Жестоким людям свойственно руководствоваться жестокими методами. Человек, в какую бы эпоху он ни жил и кем бы ни был, всегда совершает одну ошибку: судит окружающих исключительно по себе.
И если ему подходят придуманные правила игры, то человек свято верит в то, что они подходят и всем остальным.
Для успешного сотрудничества и нормальной совместной работы необходимо не только видеть человека, сидящего напротив. Его нужно слышать и понимать.
Юности и молодости свойственны максимализм: «все хочу» и «все сейчас». А еще: некогда постигать суть вещей, ведь так много нужно успеть.
Руководители фирм, чей возраст еще не перевалил за отметку 30, предпочитают не загружать себя психологической ерундой. Человек очень похож на обыкновенный электрический ток. Выбираем путь наименьшего сопротивления.
А потому - нечего искать подход к тем, кто мне годится в старшие братья, мамы и папы! Конфликт поколений весьма дурно влияет на целостность эффективной команды.
В результате директор дает указания кадровой службе принимать на работу лиц не старше 25-и лет...
Вывод: руководитель фирмы маскирует данной кадровой политикой свою слабость как управленца, не умеющего найти подход к сотрудникам более старшего возраста. А если не смог найти подход, то «старичков» пора выжить.
На мой взгляд, вполне правомерен вопрос: зачем оставаться лояльным сотрудником и вкалывать на благо фирмы, когда ты заведомо слабое звено? Нельзя ответить однозначно. Если рассуждать с позиции целесообразности, то такая работа ни к чему хорошему не приведет. А если рассуждать с позиции морали...
Во тут и начинается самое интересное. Я уже заметила выше, что моральные установки у каждого поколения свои собственные.
Если спросить молодого руководителя, при каких обстоятельствах он сам будет оставаться лояльным сотрудником, то он ответил бы: «До тех пор, пока мне это выгодно».
Подчиненному в нашем примере 40 лет, т. е. его молодость пришлась на 1980-е гг., когда закончился застой и началась перестройка с эйфорией по поводу факта нового мышления. Но в первые годы перестройки, несмотря на все новые веяния, система
гильдий продолжала функционировать. Так что упомянутый выше Иван Степанович из поколения лояльных до романтизма работников.
Лояльный до романтизма сотрудник будет всегда предан боссу, даже если руководитель не раз обманет его обещания. Ведь продвижение вверх по системе гильдий было возможно при стопроцентной лояльности.
Рационалистам под 30 такая позиция кажется более чем страшной, уж они бы никогда не позволили таких издевательств над своей персоной. Но Иван Степанович родом из поколения романтиков, одна из слабостей его собратьев - сидеть и ждать у моря погоды.
Почему россияне так растерялись в начале 1990-х гг.? Ведь на долю нашей страны выпадали и худшие испытания. Потому что пору своей социальной активности переживало поколение, привыкшее к гарантированной государственной поддержке при любых обстоятельствах. Наш менталитет «завязан» на зависимости человека от государства.
Как было в СССР? У личности не возникало проблем с трудоустройством, так как после окончания того же института молодых специалистов распределяли по рабочим местам.
Впрочем, отсутствие высшего образования не мешало устраиваться на работу. Существовала в советском законодательстве и статья за тунеядство (когда человек намеренно уклонялся от работы).
Рынок труда полностью контролировался государством. Все было просчитано и спланировано. У личности всегда была уверенность в завтрашнем дне.
Я не идеализирую недавнее прошлое нашей страны, поймите правильно. Я хочу заострить ваше внимание на драме, пережитой нашими родителями. В одночасье все рухнуло и превратилось в дым. Те, кто смог удержаться на плаву, еще сильнее привязались к своему рабочему месту.
Привязанность к работе - специфическая черта тех, кому сейчас за 40 лет. Они считают, что поздно менять профессию и начинать новый путь, поэтому теряют несправедливое отношение руководителя к своей персоне, сохраняя достаточно высокую степень лояльности. И тем не менее, коллеги под 40 не вполне понимают рвение молодых руководителей обойтись без их участия. «Да, мы не все понимаем в новой культуре бизнеса, но у нас есть бесценный опыт».
Довольно часто 40-летние работники обращаются за помощью к психологам. И не только потому, что хотят знать всю горькую правду. Напротив, это поколение предпочло бы забыть и не вспоминать причины своей беспомощности. Психолог для них -собеседник, надежда и опора. Эти люди, выросшие на идеалах гуманизма, нуждаются в друге, способном поддерживать их в трудную минуту, согреть, когда им необходимо.
Психолог для человека за 40 - зеркальце, показывающее его со стороны, достоинства и недостатки. Если спросить практикующих «душеведов», с ка кими бедами приходят такие гости, то психологи чаще всего отвечают: «Хотят начать новую жизнь и не знают, как это сделать».
Если поднять проблему лояльности...
Те, кому за 40, при подобной ситуации винят не начальство, не ценящее их лояльность, а себя. «Моя лояльность и мои знания не нужны руководителю. Значит, в этом виноват я. Нужно искать, что во мне не так. Только бы все тщательно взвесить».
Это поколение вообще отличается осторожностью, нерешительностью и стремлением все взвешивать и отмерять по сто раз. Им чужд радикализм 25-30-летних руководителей. Последние на сей счет сказали бы: «Что же вы все мудрите, вы же упускаете отличные шансы».
Таким образом, дискриминация по возрасту имеет место исключительно по психологическим причинам. Еще конкретнее, по причине психологической несовместимости. Глаза наших родителей были направлены в себя, а наши очи смотрят в увлекательный мир, полный сюрпризов и не всегда приятных.
Что можно посоветовать человеку за 40, если он столкнулся с фактом дискриминации по возрастному признаку?
Во-первых, не опускать руки.
Во-вторых, если вы по каким-либо причинам, осознанным или неосознанным, держитесь именно за эту работу, постарайтесь стать человеком без возраста. Умение признавать себя как молодого (молодую) ценится ничуть не меньше, чем составление бизнес-плана и подготовка квартального отчета. Забудьте о том, каков ваш биологический возраст. Человеку столько лет, насколько он себя чувствует. Постарайтесь найти подход к своему молодому руководителю. Вы же старше и опытнее. Возможно, вам старший сын не намного моложе его.
Поймите: хлопнуть в пылу ярости дверью и попрощаться навсегда вы успеете всегда. А вот найти дело по душе и работу по сердцу...
Всегда есть смысл побороться. Соберите свои силы в кулак - и вперед... Вы скажете, что я требую от вас невозможного? Да, это так. Но наша жизнь жестока, и она требует невероятного. Причем требует каждый день.
Если вы проиграете... Не рвите на себе волосы: пышная прическа всегда в моде, не посыпайте голову пеплом. Помните об относительности побед и поражений, постарайтесь сохранить философское отношение к жизни.
Два с половиной года тому назад я была готова пожертвовать многим во имя своего Х-плана. Достижение цели казалось мне голубой мечтой. Но... не учла факторов влияния и пролетела... Что было дальше? Первую неделю я находилась в состоянии прострации, первый месяц в полусне, еще три месяца громко ругалась, а по ночам проливала слезы. Через полгода окинула развалины с высоты полета воробья и решила - умирать рано.
Спустя год на переговорах с «факторами влияния» я поняла, что мнимое счастье «возвращения на пепелище» не стоит моих реальных жертв. Через полтора года я благодарила бога за факт спасения (для других - провала). А потом лишь жалела тех, у кого все получилось.
Запомните крылатое выражение первого римского императора Октавиана Августа: «Если тебя хвалят враги, значит, ты совершишь глупость!» Знайте себе цену и никогда не отчаивайтесь.
Да, неприятности клонят человека к земле. Но удача, заслуженная награда распрямляют в полный рост.
Мои приятели несколько раз говорили мне: «Тебе надо было поступить так или вот эдак». Со стороны лучше видно - это миф. Никто не знает вас лучше, чем вы сами.
В-третьих, если вы ушли... Радуйтесь от души! Мне очень нравится выражение: «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца».
Вдруг вас давно дожидаются в другой фирме, где наряду с высшими признаками лояльности ценят опыт и знания. Никто не знает тяжести проблемы переквалификации, особенно ее психологической оставляющей. Но тем желаннее победа.
А сейчас я бы хотела дать несколько советов молодым руководителям, у которых трудятся те, кому за 40...
Не воспринимайте старших сотрудников как пожилых людей.
Помните, что возраст как таковой ничего не значит.
Старший сотрудник не мишень для «школьного синдрома».
Что такое «школьный синдром»? К примеру, химию у вас ведет учительница, не пользующаяся вашим расположением, вы зовете ее «мымрой» и «коброй» (за глаза, конечно). В таких случаях сорванцы, выражая необыкновенную привязанность к педагогам, подкладывали им кнопки, мазали кресло мелом и т. д.
Приходя на работу, вы видите старших сотрудников... Так возникает давно забытое детство. Никогда не занимайтесь подобной «местью»: не они же вам двойки ставили и родителей вызывали.
Простите коллеге старшего возраста любовь к классике, балету и Л. Лещенко. Он (она) не обязаны петь рэп и танцевать под ту же музыку, что и вы. Вместо того чтобы потешаться над «отсталостью» сотрудника, лучше разъясните пробелы в познании. Не рассказывайте анекдоты про «старых маразматиков» в присутствии лица X. Помните: ваши горячо любимые родители примерно такого же возраста.
Не шокируйте работников старшего возраста чрезмерной открытостью в отношениях полов. Это просто недопустимо.
Постарайтесь проявлять качества дипломата: люди в возрасте это ценят.
Два-три поколения в одном офисе - это не только партизанская война, но и обмен опытом.
Делайте ставку на то, что вас объединяет.
Постарайтесь проанализировать свою линию поведения в отношении старших сотрудников и сделайте соответствующие выводы.
«Не сошлись образованиями» - дискриминация сотрудника.
Даже такое случается на просторах нашей страны. Всему виной субъективное восприятие начальником подчиненного.
Есть две критических причины разлада:
1) у сотрудника недостаточный «образовательный уровень»;
2) подчиненный более образован, нежели его руководитель.
В первом случае руководитель критикует работника так:
1) «Он только что школу закончил!»
2) «Что это за учеба - курсы бухгалтеров?»
3) «Три раза в один вуз поступает - позор!»
4) «Я кандидат физико-математических наук, преподаю в трех вузах, а он - ха, непризнанный гений!»
5) «Возвращаюсь домой после симпозиума в Париже, а мои клерки все сессию сдают в заочном колледже... Тьфу!»
Уважаемые руководители! Если вашим клеркам не хватает «корочек» о высшем образовании и кандидатской по квантовой механике; это не беда и дело наживное.
Главное, чтобы у них присутствовала тяга к знаниям.
«Поступает в один вуз три раза...» - видите, какой целеустремленный. Намекните: мол, ты один, а институтов полно.
Есть еще одна псевдо проблема. Она заключается в стремлении руководителя всячески унижать подчиненных. «Он плохой, он некомпетентен, я не хочу управлять фирмой, где так много идиотов!» -вот что можно услышать от руководителя-самодура. Спрашивается, кто сотрудников набрал? Мне бы хотелось рассказать анекдот.
Встречаются два аналитика ООН.
- Как вы думаете, Жан-Пьер, почему американские умные бомбы оправдали надежды в Югославии и похоронили их в Ираке?
- Mon cher! Потому что тогда Верховным главнокомандующим был Клинтон, а теперь - Буш, а подчиненным неприлично быть умнее своего начальника...
Мы касались данного вопроса в первой главе и нашли выход. Помните какой? Вот такие они, пределы лояльности. Пределы, за которым исчезают терпение!