План семинарского занятия.
I. Основная проблематика романа.
1. Время: а) смысл названия цикла "В поисках утраченного времени";
б) хронотоп романа: время объективное и субъективное, лирическое и эпическое; в) особенности структурирования времени в романе; прошлое, настоящее, будущее: роль памяти и ассоциации в процессе структурирования.
2. Память: а) Я-вспоминающее и Я-вспоминаемое; б) понятие "инстинктивной памяти**; в) процесс воспоминания: функция вещи в процессе воспоминания.
3. Реальность: а) "действительность формируется в памяти**; б) реальность объективная и субъективная (объект репрезентирующий и объект напоминающий); роль образа в процессе субъективизации реальности.
4.Человек: а) концепция релятивизма по отношению к личности; проблема самоидентификации; б) "Я" и "другие"; в) "психологический пуантилизм**
М.Пруста.
5. Искусство: а) искусство и реальность; б) эстетизм как точка зрения на мир у М.Пруста; в) роль аналогии в создании образа персонажа.
6. Взаимосвязь сфер проблематики романа.
II. Особенности композиции первой части ("Комбре") романа "По направлению к Свану".
III. Проблемы метода и жанра.
1. "В поисках утраченного времени" как эпопея.
2. Творческая манера М.Пруста. Пруст и импрессионизм.
3. Мемуары (тето1ге$) как жанр и метод.
Текст: Пруст М. По направлению к Свану. Часть первая. Комбре.
Критическая литература:
Адмони В. "В сторону Свана" Пруста. - В кн.: Адмони В. Поэтика и действительность. Л., 1975. Андреев Л.Г.
Импрессионизм. М., 1980. Андреев Л.Г. Марсель Пруст. М., 1968.
Днепров В Д. Психологический роман Марселя Пруста. - В кн.: Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени. Л., 1980.
Шуман М. Пруст. - В кн.: Шуман М. Литературное произведение и история литературы. М., 1984.
Ортега-и-Гассет X. Время, расстояние и форма в искусстве Пруста. - В кн.: Ортега--и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
Потапова З.М. Марсель Пруст. - В кн.: История французской литературы. М.,1963, т. 4.
Сучков Б Л. Марсель Пруст. В кн.: Сучков Б.Л. Собр. соч. в 2-х т. М., 1985, т. 2.
Дополнительная литература:
Мамардашвили М. Лекции о Прусте. 1995.
Подорога В. Начало в пространстве мысли: Мераб Константинович Мамадашвили и Марсель Пруст. – Ad marginem '93 - М., 1994.
Занятие № 3.