double arrow

Проверка гипотез

Логика проверки статистических гипотез часто вызывает трудности у студентов-психологов, поэтому остановимся на этой теме подробнее.

В социальных науках исследователи согласились, что следующие два значения будут основанием для допущения действия неслучайного фактора:

1) если некоторое событие происходит случайно в 5% случаев или еще реже, то предполагается, что это происходит благодаря действию некоторых неслучайных факторов. Это значение называется 5 %-м уровнем статистической значимости или уровнем статистической значимости, равным 0,05;

2) если некоторое событие происходит случайно в 1 % случаев или еще реже, то предполагается, что это происходит благодаря действию некоторых неслучайных факторов. Это значение называется 1 %-м уровнем статистической значимости или уровнем статистической значимости, равным 0,01.

Уровень статистической значимости, установленный исследователями для заключения о действии неслучайных факторов часто называется уровнем а (в более новых книгах он обычно обозначается латинской буквой р). Когда мы говорим о 5 %-м уровне статистической значимости, то р=0,05. Когда мы говорим об 1 %-м уровне статистической значимости, то р=0,01.

Чтобы определить, стоит ли объяснять какое-либо явление действием некоторого неслучайного фактора, надо найти вероятность того, что это явление произойдет случайно и сравнить с выбранным уровнем статистической значимости. Следует отметить, что приемлемый уровень статистической значимости должен быть определен до проведения исследования.

Дадим теперь несколько формальных определений, которые помогут нам сформулировать идею проверки гипотез.

Нуль-гипотеза - это гипотеза об отсутствии различий (например, девушки такие же умные, как и юноши; монетка правильная).

Альтернативная гипотеза (гипотеза исследования, рабочая гипотеза) - это гипотеза о значимости различий. Альтернативные гипотезы бывают направленные и ненаправленные. Направленные гипотезы указывают направление отношений между переменными (например, девушки умнее, чем юноши; орел выпадает чаще, чем решка). Ненаправленные гипотезы не указывают направление отношений (юноши и девушки отличаются по интеллекту; монетка неправильная).

Нуль-гипотеза никогда не может быть доказана. Статистическая логика точно такая же. Мы не можем доказать нуль-гипотезу и не можем доказать альтернативную гипотезу. Однако если мы можем отвергнуть нуль-гипотезу, то можем принять альтернативную ей. В случае с монеткой если мы отвергаем нуль-гипотезу о том, что монетка правильная, то, следовательно, принимаем, что она неправильная. Обратите внимание, что альтернативная гипотеза всегда подтверждается не прямо, а косвенно. Именно поэтому никогда не пишут, что «гипотеза доказана», а пишут «гипотеза подтверждается».

Уровень статистической значимости р представляет собой, таким образом, вероятность неправильного отвержения нуль-гипотезы.

Статистический критерий (критерий) - это случайная величина, закон распределения которой известен, и которая служит для проверки нуль-гипотезы. Статистический критерий можно рассматривать как инстру­мент, позволяющий определить вероятность того, что результаты получились случайно. Если эта вероятность достаточно мала (например, <0,05), то можно сделать вывод о том, что данные результаты получились неслучайно (т. е. отвергнуть нуль-гипотезу). А раз эти результаты получились не случайно, то, видимо, это из-за разницы условий независимой переменной. Например, если мы исследовали физическую агрессивность юношей и девушек и оказалось, что агрессивность юношей выше, то следует применить статистический критерий, который поможет определить уровень статистической значимости вероятность того, что такая разница в физической агрессивности, которая есть в нашем исследовании, получилась случайно. Если эта вероятность мала, то, следовательно, разница в агрессивности не случайна. То есть физическая агрессивность зависит от пола испытуемого. Если же эта вероятность достаточно велика, разница в агрессивности вполне могла получиться случайно, то делается вывод о невозможности отвергнуть нуль-гипотезу о равенстве физической агрессивности юношей и девушек.

Таким образом, несмотря на довольно запутанную логику, процедура проверки гипотез проста. Следует при помощи соответствующего стати­стического критерия определить уровень статистической значимости р (вероятность того, что полученная вами разница случайна) и сравнить его с заранее выбранным порогом ошибки (например, 0,05). Если р>0,05, то у вас нет оснований для отвержения нуль-гипотезы. Если р<0,05, то можно отвергнуть нуль-гипотезу и сделать вывод о том, что предложенная вами гипотеза подтвердилась.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: