Так же как и для дошкольников и младших школьников, программа групповых занятий для подростков должна, с одной стороны, обеспечить формирование психологического здоровья, с другой стороны, обеспечить выполнение возрастных задач развития.
Задача группы социально‑психологического тренинга – помочь подростку выразить себя, а для этого сначала ему нужно научиться воспринимать и понимать себя.
Работа с подростками в группах предпочтительнее одной лишь индивидуальной работы с ними (Berkovitz, Sugar, 1975). Групповая терапия:
1. помогает подростку понять, что его проблемы не уникальны;
2. предлагает подросткам руководство взрослого, в котором они нуждаются, и в то же время предоставляет им независимость и дает возможность действовать своими собственными силами;
3. снижает дискомфорт от взаимодействия взрослого и подростка, имеющий место в процессе индивидуальной терапии;
4. противостоит подростковому нарциссизму;
5. предоставляет «полигон» для отработки новых социальных навыков;
|
|
6. является способом укрепления силы «эго» членов группы;
7. часто минимизирует разногласия между служебным персоналом (педагогами, врачами, воспитателями) и подростком. Результативность социально‑психологического тренинга зависит от соблюдения в группе общепринятых принципов:
1. ненасильственность общения;
2. самодиагностика, т. е. самораскрытие подростков, осознание и формулирование ими личностно значимых проблем;
3. положительный характер обратной связи;
4. неконкурентный характер отношений;
5. дистанцирование и идентификация;
6. включенность;
7. гармонизация интеллектуальной и эмоциональной сфер.
* * *
Перед началом каждой групповой сессии следует зачитывать «Правила нашей группы». Консультант или группа может выбрать кого‑то, кто будет делать это постоянно, или же консультант может вызывать добровольца. Достижения в жизни группы должны сопровождаться внесением изменений в «Правила нашей группы» и введением новых правил. Это хороший способ сфокусировать внимание группы и направить его на решение предстоящей задачи.
* * *