Принципы и методы механизма налогообложенич

На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением в целях реализации налоговой политики.

Для достижения целей, стоящих перед налоговой политикой, устранения возникающих диспропорций функционирования налогового механизма государство использует различные инструменты и, в частности, такие, как конкретные виды налогов и их элементы, объекты, субъекты, льготы, сроки уплаты, ставки, санкции.

Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его.

Можно выделить некоторые общие принципы механизма налогообложения:

- налоги, имеющие первостепенную важность для стабилизации экономической ситуации, осуществления антиинфляционной политики и эффективного перераспределения доходов (например, НДС или часть налога на прибыль организаций) устанавливаются, как правило, правительством, взимаются им и направляются в его распоряжение.

- акцизы на некоторые массовые виды продукции (бензин, алкоголь, табак, автомобили) устанавливаются в интересах правительства.

- землепользование и землевладение, имущество, наследство облагаются налогом местными органами, однако размеры налоговых ставок регулируются центральным правительством. Ставки региональных и местных налогов (земельный налог, транспортный налог, налог на игорный бизнес и др.) могут быть увеличены (уменьшены) относительно ставок законами Республики Казахстан и органами местного самоуправления.

- местные налоги и сборы, как правило, регулируются местными властями и поступают в их распоряжение.

- основным принципом, определяющим временные рамки действия налогового закона, является запрещение его обратной силы.

При установлении того или иного налога сначала выявляется круг плательщиков данного налога и источник обложения (себестоимость или прибыль). Потом определяются конкретный объект обложения (доход, имущество, реализация товаров и пр., причем один и тот же объект не может быть объектом налогообложения для нескольких налогов или сборов, если иное не установлено налоговым законодательством) и база расчета налога. В зависимости от той суммы, которая должна быть собрана по данному налогу, и количества плательщиков, рассчитывается налоговая ставка. Далее устанавливается порядок сбора налога (или способ налогообложения).

В части первой Налогового кодекса Республики Казахстан закреплено условие, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

- объект налогообложения

- налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка;

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки и сроки уплаты устанавливаются к каждому налогу и сбору. Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Республики Казахстан, но в пределах, регламентируемых Налоговым кодексом. Разрабатываются и налоговые льготы, особые для каждого налога.

Способы, или методы, налогообложения - кадастровый, декларационный и безналичный.

Кадастровый способ применяется при взимании прямых реальных налогов (например, земельного, на недвижимость); основывается на оценке имущества специальными налоговыми оценщиками. В этом случае уплата производится после получения соответствующего извещения.

Декларационный способ обложения предполагает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления - декларации о величине налоговой базы. В налоговую декларацию обычно включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и вычетах. Налоговые органы в соответствии с указанным в декларации размером объекта обложения, действующей ставкой налога, распространяемыми на плательщика льготами устанавливают налоговый оклад. Этот способ используется, например, при взимании налога на доходы физических лиц с доходов от торгово-производственной деятельности индивидуальных предпринимателей, а также с доходов лиц свободных профессий. При нем большая роль отводится осуществлению эффективного налогового контроля с целью воспрепятствования занижению размера фактически полученного дохода.

При этом способе возможны варианты:

1) предварительная оплата налогоплательщиком авансовых платежей, когда государству переводится приблизительная сумма налога по итогам налогового периода, определенная налогоплательщиком самостоятельно на основе дохода за предыдущий период, или налога, уплаченного за предыдущий период;

2) уплата плательщиком налога в установленный законодательством день на основании самостоятельного расчета суммы налога одновременно или после представления декларации о доходах;

3) дополнительные платежи (пени) на основании решения налогового органа, принятого после изучения или контроля поданной декларации.

При безналичном способе (автоматическое удержание) налог исчисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход. Такие налоги называют авансовыми, поскольку они взимаются методом “удержания у источника”, т.е. непосредственно из суммы выплачиваемых доходов в каждом случае их выплаты, и вносятся в казну плательщиком дохода, но от имени получателя этого дохода (налогоплательщика). “У источника” удерживаются налоги с таких доходов, как заработная плата, проценты, дивиденды, прирост капитала (доход от перепродажи ценных бумаг, земельных участков и другого имущества), арендные поступления, выплаты по авторским правам, лицензиям, гонорары артистов и т.д. Здесь предполагается участие в налоговых отношениях, кроме казны и налогоплательщика, специального посредника - налогового агента. Такими агентами могут быть организации, удерживающие налоги с заработной платы, банки - при уплате налогов с процентов, дивидендов, рентных платежей, инвестиционные компании - с выплачиваемых вознаграждений и дивидендов, различные государственные ведомства.

Уплата налогов - это обязанность каждого налогоплательщика. Финансовые взаимоотношения государства и плательщика налога находят отражение в налоговом обязательстве. Налоговым обязательством признается такое, в силу которого налогоплательщик обязан уплатить определенный налог или сбор, а налоговые или иные уполномоченные органы вправе требовать от налогоплательщика исполнения этой обязанности.

Исполнением налогового обязательства признается уплата в установленный срок причитающихся сумм налога или сбора. Исполнение налогового обязательства является обязанностью налогоплательщика и осуществляется независимо от других имеющихся у налогоплательщика обязательств. Он отвечает за исполнение обязательства всем своим имуществом. Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогового обязательства является основанием для выставления налоговым органом требования об уплате налога или сбора, а в случае наличия при этом состава налогового нарушения или преступления - основанием для привлечения к ответственности (обычно в виде наложения штрафа).

Большая роль в осуществлении регулирующего воздействия государства на экономику принадлежит практике применения разнообразных налоговых льгот.

Налоговой льготой признается предоставляемая налогоплательщику при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом или иным актом налогового законодательства, возможность уменьшить подлежащую уплате сумму налога или сбора.

Формы налоговых льгот, применяемых в развитых странах, разнообразны: снижение ставок налога на прибыль, вычитание из облагаемой прибыли расходов, непосредственно не относящихся к производству (представительские расходы, безнадежные долги и др.), установление скидок при образовании разнообразных фондов, возврат ранее уплаченных налогов, отсрочка платежей налога, налоговый кредит, инвестиционные премии, которые засчитываются как налог на прибыль фирм.

В Казахстане сегодня действуют следующие льготы: установление необлагаемого минимума объекта, изъятие из обложения определенных элементов объекта, освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков, понижение налоговых ставок, целевые и прочие налоговые льготы, включая налоговые кредиты. Налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года.

Стандартные налоговые вычеты не связаны с фактическими расходами налогоплательщика, но предоставляются в зависимости от его личных обстоятельств (семейный статус, иждивенцы, возраст, здоровье, источник дохода). Стандартная налоговая льгота имеет вид вычета.

Налоговые вычеты производятся из налогооблагаемого дохода и уменьшают налоговую базу, а налоговые скидки - сумму налога.

Действующие льготы по налогообложению предприятий стимулируют финансирование затрат на развитие производства и жилищное строительство, малые формы предпринимательства, занятость инвалидов и пенсионеров, благотворительную деятельность в социально-культурной и природоохранной сферах. Налоговые льготы разрабатываются таким образом, чтобы ими мог воспользоваться не один плательщик, а целая группа, причем каждый должен сам подтверждать документально свое право на ту или иную налоговую льготу.

В соответствии с Налоговым кодексом в Казахстане к налоговым льготам отнесены пониженные налоговые ставки и освобождение от уплаты налога.

Налоги и сборы уплачиваются авансовыми платежами в установленные сроки в течение налогового периода с окончательным расчетом суммы налога (сбора) и ее уплатой по окончании налогового периода, разовой уплатой всей суммы сбора или в ином порядке. Налоговый период представляет собой отрезок времени, по которому определяются обязанности налогоплательщика в отношении того или иного налога и сбора (ведение учета доходов и расходов, представление отчетов и деклараций, необходимых для осуществления налогового контроля, уплата причитающихся сумм по тому или иному налогу и сбору и др.). Налоговый период может быть разделен на несколько отчетных периодов, по каждому из них на налогоплательщиков возлагается обязанность по уплате авансовых платежей по налогу. Налоговым периодом признается календарный период, а для разового сбора - промежуток времени, в течение которого налогоплательщик обязан уплатить этот сбор.

Уплата производится в наличном или безналичном порядке через банк, кредитное учреждение или учреждение связи в национальной валюте (если иное не установлено налоговым или таможенным законодательством). Излишне уплаченные или взысканные суммы могут быть направлены в счет оплаты предстоящих платежей. Допускается взаимозачет налогов и обязательств государства перед конкретным налогоплательщиком. При уплате налога после установленного срока начисляется пеня.

Методы оплаты налога - наличный, безналичный (перечислением средств со счета в банке).

Срок исполнения налогового обязательства может быть изменен путем предоставления следующих налоговых льгот: отсрочки, рассрочки, налогового кредита на срок от трех месяцев до одного года, инвестиционного налогового кредита на срок от одного года до пяти лет. Эти изменения срока исполнения налогового обязательства входят в компетенцию налоговых органов и местных финансовых органов - по соответствующим налогам и сборам.

Налоговый кредит (а также рассрочка или отсрочка уплаты налога) предоставляется по одному или нескольким налогам (сборам) в случае нанесения плательщику материального ущерба, задержек финансирования из бюджета, угрозы банкротства в результате единовременной выплаты всех налогов.

Исполнение налогового обязательства обеспечивается мерами, направленными на создание гарантий по исполнению обязанным лицом возложенного на него налогового обязательства: на компенсацию потерь бюджета от несвоевременной уплаты налогов и на принудительное исполнение налогового обязательства обязанного лица. Исполнение налогового обязательства обеспечивается залогом имущества, поручительством банка или кредитного учреждения, законной неустойкой, а также взиманием налога или сбора. Неустойкой признается денежная сумма, которую обязанное лицо должно уплатить в виде пени при уплате этим лицом причитающихся сумм налога или сбора в более поздние по сравнению с установленными налоговым законодательством сроками.

Если налогоплательщик не исполнил требование налогового органа по уплате налога или сбора, то последний может приостановить операции обязанного лица по счетам в банке или кредитном учреждении или наложить арест на его имущество и осуществить взимание налога в безусловном порядке из денежных средств, имеющихся на счете, или полученных от реализации арестованного имущества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: