Выставка военной техники

Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе.

Храм Георгия Победоносца был заложен Святейшим патриархом Алексием II рядом с мемориалом 9 декабря 1993 года и был освящен им 6 мая 1995 года. Архитектор - А. Полянский. Иконостас выполнен А. Чашкиным. Авторы бронзовых барельефов - З. Анджапаридзе, З. Церетели, мозаичных икон - Е. Ключарева. Во всем облике храма видно, что в русский стиль добавлены элементы модернизма. Святыня храма - частица мощей великомученика Георгия Победоносца, подаренная Иерусалимским Патриархом Диодором, перенесенная в храм в 1998 году. При храме работает детская воскресная школа. Храм просвещает также детей психоневрологического интерната. К храму относится храм-часовня архангела Михаила при Мемориальном музее Отечественной войны 1812 года. Некоторые считают, что местоположение храма выбрано крайне неудачно – недалеко от богини Ники, венчающей высокий 140-метровый обелиск.Храм освящен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II 6 мая 1995 года.

Так жев этом парке есть:

· Мемориальная мечеть (архитектор И. Тажиев) (1997).

· Мемориальная синагога и мемориальный музей Холокоста (архитектор М. Зархи) (1998).

· Часовня, воздвигнутая в память об испанских добровольцах (2003).

· Выставка военной техники и вооружения под открытым небом.

· Памятник «Защитникам земли Российской» (скульптор А. Бичуков).

· Памятный знак «Здесь будет сооружен памятник защитникам Москвы».

· Памятник Воинам-интернационалистам.

Глава 2. Устройство Парка Победы.

Главное композиционное звено комплекса: Дворцовый парк - средоточие основных озер, множества островов, а также дворца и созвездия малых архитектурных форм.

По своей объемно-пространственной структуре Дворцовый парк отличается от родственных ему произведений садового искусства пейзажного стиля XVIII века. Дворцовый парк в Гатчине распланирован в системе прихотливо переплетенных двух речек и нескольких озер. Эта специфическая топографическая основа продиктовала не только общий строй композиционного решения, но и планировку отдельных районов и малых садов, предопределила выбор мест для возведения дворца, мостов, ворот, прокладки аллей и устройства видовых просек.

Вытянутость территории, занятой Дворцовым парком, резкие перепады высот между как бы западающими прудами и вздымающимися грядами островов и прибрежных частей, стали тем природным мотивом, который получил разработку как естественные кулисы, закрывающие или распахивающие обзор на парковый пейзаж и его архитектурные акценты.

Изначальная ярусность рельефа подсказала зодчим необходимость возведения дворцовых башен, высоко расположенных террас, смотровых площадок на воротах и возвышенностях. Это позволило ввести элемент многократного панорамного обзора парка с высотных точек, почти с птичьего полета, каких не имеется ни в одном из пригородных ленинградских ансамблей.

Озера в системе парка также стали своеобразной ареной осмотра его пейзажей. С судов "потешной флотилии" в XVIII-XIX веках развертывались увиденные снизу панорамы живописных берегов, картинно изогнутые мосты и прибрежные строения.

Таким образом, Дворцовый парк можно воспринимать в самых различных уровнях: с глади прудов, с береговых аллей, насыпных горок и террас, с площадок на кровле Березовых ворот и, наконец, с башен дворца.

Особенностью композиции гатчинского Дворцового парка является соотношение зеленого массива и водного пространства. Из 143 гектаров общей площади почти 36 занимают озера, что составляет четвертую часть всей территории. При этом водное зеркало находится не на периферии, а включено в самую сердцевину планировки, как композиционная и образная доминанта.

Планировка Дворцового парка построена на скрещении двух умозрительных осей. Одна ось (короткая) - в направлении юг-север - проходит по центру плаца и дворца, через Белое озеро к павильону Венеры, до Березовых ворот. Вторая (длинная) идет с востока на запад - от Адмиралтейских ворот через Длинный остров до средних ворот в Зверинец. Этот планировочный прием предопределяет наиболее интересные пути осмотра парка. Если двигаться с юга, сначала предстанет монументальная кулиса-заставка - дворец, затем гряда и зеленая стена Длинного острова и далее - террасы Ботанических садов. Второе направление осмотра - от Адмиралтейских ворот - построено на панорамном раскрытии перспектив на всю глубину пространства Белого озера. Эти два основных аспекта обзора дополняются и обогащаются обходом по береговым аллеям и вторящим им дорогам в глубине парка, а также поперечными перспективами с одного берега озера на другой.

Собственный сад устроен на насыпной террасе с каменной подпорной стенкой. Сад примыкает к Арсенальному каре и Часовой башне дворца, в него можно было попасть из личных комнат Павла I на первом этаже Главного корпуса. Сад нес на себе типичные черты регулярных садов: здесь были деревья с кронами правильной геометрической формы, боскеты, трельяжи, увитые цветами, система аллей; Возле центрального корпуса дворца расположена терраса, перед ней ранее стояли два крылатых сфинкса, высеченных из местного пудостского камня.
Нижний и Верхний Голландские сады. Липовый сад. Нижний и Верхний Голландские сады, а также Липовый сад — комплекс трёх садов, также расположенных рядом с дворцом и имеющих регулярную планировку. Нижний Голландский сад был украшен скульптурой и выполнен в виде большого газона, пересечённого несколькими прямолинейными дорожками. Из Нижнего Голландского сада в Верхний ведут несколько каменных лестниц. Верхний сад засажен деревьями, между которыми проложены прямые аллеи. Композиционным центром сада является площадка, на которой была установлена мраморная статуя Афины. Рядом с Верхним Голландским садом расположен Липовый сад, отделённый нешироким каналом. Липовый сад имеет вытянутую форму и граничит с Красноармейским проспектом.
Ботанический сад создавался под наблюдением мастера Ф. Гельмгольца. Он предполагался как питомник различных растений, там находились каменные оранжереи и теплицы, позднее разрушенные (на месте этих оранжерей сейчас находится типография), вдоль центральной аллеи были вырыты пруды –Круглый и Восьмигранный, землю использовали для насыпки Цветочной горки. На трех ее ярусах в XVIII веке выставлялись экзотические южные растения. Еще в 1950 годах на Цветочной горке выращивалась замечательная коллекция георгин и других цветов. На дорожках Ботанического сада были высажены деревья, необычные для северного климата, – вяз, тис, бук и другие, замененные потом липами и дубами.

Одним из самых романтических объектов Дворцового парка является Горбатый мост, перекинутый через протоку Длинного острова, соединяющую Серебряное и Белое озера. Автор постройки архитектор А. Д. Захаров нашел идеальное соотношение между размерами сооружения, его декоративным оформлением и окружающим ландшафтом, что позволяет до сих пор, несмотря на значительные утраты, воспринимать Горбатый мост подлинной жемчужиной Гатчинских парков.
Горбатый мост состоит из трёх основных частей — двух мощных береговых устоев и крутого арочного пролёта. Каждая из этих частей решена как видовая терраса. Подъём на мост меняет точки обзора, оживляя впечатление. В этом состоит главное достоинство Горбатого мостика.

Основой всего Дворцового парка является пейзажный Английский сад, включающий Белое и Серебряное озера и часть прибрежных территорий.

К Английскому саду, с двух сторон охватывая восточную часть Белого озера, примыкают регулярные сады. Это расположенный прямо у стен дворца Собственный сад, находящиеся с ним на одной оси Нижний и Верхний Голландские сады, Липовый сад, Нижний и Верхний Ботанические сады, сад Ботанической горки, Водный и Лесной лабиринты, сад на острове Любви.

Английский сад - территориально самый большой в Дворцовом парке. Только площадь Белого озера составляет 32 гектара, а длина его извилистых берегов протянулась более чем на десять километров. Английский сад включает несколько взаимосвязанных и вместе с тем художественно самостоятельных частей. Прежде всего, это Белое озеро с островами и соединенное с ним Серебряное озеро. Срединную часть Белого озера занимает цепь из четырех длинных, узких островов, связанных мостами и обобщенно названных Длинным островом. Они дополняются поперечным Захаровым островом. Острова разделяют Английский сад на левобережную и правобережную части, в каждую из которых вкраплены участки, имеющие самостоятельный художественный облик.

Самый близкий к дворцу участок левобережной части Английского сада расположен на берегу Серебряного озера. Он так и называется - Придворцовый. Его занимает обширный, открытый зеленый луг, окаймленный аллеей, идущей вдоль дворцового фасада и береговой линии. Открытое луговое пространство, понижающееся к озеру, подчеркнуто посадкой дубов, один из которых словно царит над лугом. В композицию Придворцового участка включены три архитектурных акцента - Восьмигранный колодец, грот “Эхо” и Плоский мост.

Восьмигранный колодец - одно из тех удивительных архитектурных произведений, которые, несмотря на сравнительно небольшие размеры (около семи метров диаметром и более двух метров глубиной), поражают и запоминаются простотой, изяществом и совершенством.

Гранитная чаша, едва поднимающаяся над уровнем газона, как бы сливается с ним и па первый взгляд кажется природным образованием, а не произведением архитектуры. В декоративном решении колодца, сочетающем классическую симметрию и барочную прихотливость, чувствуется индивидуальная художественная манера А. Ринальди.

От Восьмигранного колодца прибрежная аллея ведет к гроту “Эхо”, еще при первом владельце Гатчинского дворца Григории Григорьевиче Орлове был устроен подземный ход, который вел к Серебряному озеру. Спуститься туда можно было прямо из Парадных залов и попасть вначале в гулкие подвалы, где скрывалась уникальная затея века для увеселения гостей. Коридор подземного хода, длиной в сто тридцать метров, облицован натуральным известняком и освещается четырьмя круглыми окнами, устроенными в сводах. Благодаря хорошей акустике эхо здесь повторяет до четырех слогов, из-за чего выход на берег Серебряного озера был назван гротом «Эхо».

Придворцовый участок замыкался тридцатиметровым трехарочным (львиным) мостом, он был построен по проекту А.Д.Захарова в 1799-1801 гг. Второе название мост получил из-за каменных львиных масок, которые украшают замковые камни его трех арок. Кроме этих каменных масок по замыслу архитектора на невысоких постаментах моста предполагалось установить скульптурные группы, аллегории «Изобилие рек». После трагической гибели императора Павла I этот проект не был осуществлен. Но даже без скульптуры Львиный мост принадлежит к лучшим произведениям дворцово-парковой архитектуры. Разрушенный в годы войны Львиный мост восстановлен в конце прошлого века.

Панорама Английского сада открывается от монументальных Адмиралтейских ворот, название которых определено близостью к гатчинскому Адмиралтейству. Ворота расположены на границе парка и обращены на проспект императора Павла I, являющийся частью Киевского шоссе. Поэтому аллея, идущая от них прямо к озеру, называется Городской дорогой. Таким образом, самые крупные и представительные ворота Дворцового парка служили главным входом со стороны дороги, связывавшей резиденцию с Петербургом, и одновременно были обращены к придворному городку.

Адмиралтейские ворота сооружены по проекту В. Бренны в 1794-1796 годах. Это мощное строение, собранное из тесаных блоков пудостского камня, высотой 13 метров, шириной-10. В массиве ворот прорезана арка высотой 8,5 метра с упругим полуциркульным завершением. Архивольт арки подчеркнут полукружием из вертикально выложенных камней и крупным замковым камнем. По сторонам верхнего края пояса архивольта помещены два гладких выступающих треугольных панно со срезанными углами.

В композицию правой половины Английского сада вкомпонованы пейзажные лабиринты - Лесной и Водный, которые воспринимаются как две части единого целого, охватывающего площадь более чем четыре гектара. Их прихотливо ветвящаяся система аллей и водных протоков создает живой контраст, обогащая восприятие пейзажа сменой впечатлений - от строгой плоскостности и геометричной линейности Ботанических садов к мягкой живописности и рельефности Лесного лабиринта.

Лесной лабиринт - участок между Ботаническими садами и Водным лабиринтом - покрыт густой сетью аллей. Они расходятся из одной точки, называемой "пятью углами". Это возвышенная площадка, почти вплотную примыкающая к Верхнему Ботаническому саду. Отсюда открывается вид на Водный лабиринт.

На условной границе Лесного лабиринта, ближе к Березовому домику, находится вытянутый прямоугольный пруд. Его водное зеркало окаймлено крутыми зелеными откосами. По своим очертаниям и характеру это типичный элемент регулярного парка. Лесной лабиринт читается в компоновке парка как густой естественный массив, о начальном периоде которого напоминают отдельные экземпляры лип, дубов, несколько елей и вязов, посаженных на этих местах более ста пятидесяти лет тому назад.

Водный лабиринт - одна из редких парковых затей, сохранившихся до наших дней с XVIII века. В глубоко вдающемся в сушу заливе Белого озера устроено четыре искусственных островка. Их конфигурация подчинена сложному очертанию береговой линии залива. Разделенные между собой протоками шириной от 7 до 12 метров, островки кажутся с высокого берега живописными зелеными панно, оправленными мерцающим серебром воды.

Через два больших острова Водного лабиринта проходит так называемая Березовая дорога. Она начинается от Адмиралтейства, идет по мостику под протоком из Адмиралтейского ковша, затем по трем мостикам и двум островам лабиринта и, разветвляясь к двум мостикам, установленным над небольшим огибным каналом, вводит в сад на острове Любви, где находится павильон Венеры.

Остров Любви - типичный регулярный сад, замкнутость которого выявлена строго линейным каналом, отрезающим его от основной территории парка. В отличие от пейзажных островков с округлыми или изрезанными береговыми линиями, остров Любви по своим очертаниям отчетливо "рукотворен" и подчеркнуто геометричен. По своей форме он напоминает вытянутый треугольник, вершина которого отмечена павильоном. Соответственно конфигурации острова решена регулярная планировка: переходящие одна в другую аллеи, идущие по периметру, и средняя аллея, направленная от основания треугольника к его вершине. В отдельных местах аллея акцентированы небольшими площадками, предназначавшимися для скульптуры. Пространство между аллеями занято фигурно посаженным кустарником, размещение посадок по рисунку схоже с лабиринтом.

Подобно другим регулярным гатчинским садам, в ансамбль острова Любви входила декоративная скульптура, о чем напоминают и документальные сведения, и сохранившиеся постаменты XVIII века. На самой протяженной стороне острова, обращенной к простору Белого озера, в 1790-х годах по проекту Бренны были построены две одинаковые по размеру пристани-террасы, или, как их еще называли, балконы. Одна из них полностью сложена из пудостского камня и ограждена сплошным парапетом, другая обнесена чугунной балюстрадой. Длина каждой из террас почти шесть с половиной метров, ширина - четыре с половиной. Для масштаба островного сада эти пристани являются весьма значительными архитектоническими элементами и, главное, исключительно удачно выбранными обзорными площадками. Отсюда открываются широкие и глубинные панорамы Белого озера и вид на часть Длинного острова.

Время значительно обеднило композицию и декоративную наполненность сада на острове Любви. Но тем не менее он остается редким образцом островного сада регулярного стиля конца XVIII столетия, в котором отражено стремление воссоздать в натуре элегические живописные произведения великого французского художника Антуанна Ватто (1684-1721).

Архитектурной и композиционной доминантой острова и сада Любви служит павильон Венеры, или, как его также называли, трельяж. Он привлекает внимание необычностью своего облика. Не случайно И. Г. Георги, описывая Гатчину в 1794 году, отметил, что "остров Любви отличается высоким павильоном, имеющим прекрасный вид". В действительности, высота павильона над уровнем земли составляет около девяти метров. Но миниатюрное здание кажется значительно больше своих абсолютных размеров благодаря точно найденному месту его постановки - на самом мысу острова и частично над водой на специальном свайном основании. Павильон словно открыт навстречу парку и хорошо виден и от Адмиралтейских ворот, и почти со всех изгибов берега Длинного острова, и с правобережной дороги вдоль Белого озера. Он словно стягивает к себе все основные композиционные линии, являясь своеобразным "архитектурным маяком" средней части ансамбля, охватывающего Белое озеро.

Павильон Венеры, органично связанный с водным пространством, воздушной средой и зеленым окружением, дает настрой восприятию всей грандиозной картины, которую создали зодчие и садоводы в сердцевинном ансамбле Дворцового парка.

В 1780-х годах вблизи острова Любви построили Березовый домик. Снаружи – это как бы штабель березовых дров, а внутри его отделали с роскошью дворцовых сооружений XVIII века.

   

Перед Березовым домиком из блоков пудостского камня возвели портал «Маска» (проект В. Бренны), который прикрывает «штабель дров».
На восточной границе Дворцового парка находятся облицованные местным известняком ворота, получившие, из-за близости к Березовому домику, название Березовых ворот. По проекту В. Бренны их построил в 1795-1798 годах каменный мастер Джованни Висконти. В нишах предполагалось установить статуи, сохранились даже постаменты для них.

При входе в Дворцовый парк ворота служат монументальной рамой картины, какой является вид на Белое озеро.

Прямо напротив Адмиралтейских ворот на берегу Белого озера находится миниатюрный прямоугольный водоем, обрамленный гранитным парапетом. К нему ведут три гранитные ступени. Это так называемая Иордань, для устройства которой использовали родник. Иордани - чаще всего временные деревянные ограждения на реках и прудах - устраивались для праздника крещения, которое, согласно евангельскому преданию, происходило на реке Иордан. В день такого праздника, который отмечался в январе, проводились торжественные церемонии символического освящения водой. Не замерзающий и в крещенские морозы, прозрачный родник в гранитной оправе как нельзя более подходил для этой цели в великокняжеской, а затем царской резиденции.

Гатчинское Адмиралтейство представляет собой крупное квадратное здание, решенное в виде единого нерасчлененного объема. Его конструктивную основу составляют 16 массивных столбов из черницкого камня, ритмично расставленных на равных интервалах друг от друга. Каждый наружный столб оживлен шестью рустами, из которых самый широкий - нижний. Четыре столба находятся внутри здания. На столбах покоятся перекрытие и стропильная система четырехскатной кровли. Между столбами закреплены узкие доски, придающие фасаду ребристую поверхность. Первоначально при помощи системы блоков и канатов эти простенки поднимались и опускались подобно парусам, открывая стапеля со стоящими судами.

Адмиралтейство, или, как его иначе называли, Голландия, появилось в парке в начале 1790-х годов. В 1795 году перед Адмиралтейством устроили небольшую гавань-ковш и короткий канал-проток.

С петровского времени установился и обычай устраивать в дворцовых садах и парках небольшие гавани - "гаванцы" и ковши. Гаванец имелся в Летнем саду, перед дворцом Петра I, и в его загородной резиденции в Петергофе, перед Большим дворцом и каскадом, и перед дворцом Меншикова в Ораниенбауме. Таким образом, Адмиралтейский ковш в Дворцовом парке - один из вариантов решения архитектурной темы, характерной для паркостроения XVIII века.

В Адмиралтействе устраивались церемонии торжественного спуска со стапелей новопостроенных кораблей.

В конце XIX века Адмиралтейство потеряло свое прямое функциональное назначение и превратилось в музей старинных корабельных моделей и редких предметов матросского и офицерского оружия, рыболовных снастей, небольших парусников и весельных судов.

В настоящее время Адмиралтейство, внешний облик которого восстановлен, по-прежнему играет главенствующую роль в миниатюрном ансамбле, в который входят это оригинальное здание, ковш-гавань и проток с переброшенным через него металлическим мостиком (в XVIII веке подъемным).

Адмиралтейский ансамбль, включенный в композицию правобережной части Английского сада, системой прямых и извилистых аллей связан с двумя регулярными Ботаническими садами, Цветочной горкой, Лесным и Водным лабиринтами.

В композицию гатчинского дворцово-паркового ансамбля органично включен Приоратский парк. Он отделен от Дворцового проспектом 25-го Октября, или Павла I и расположен вдоль берегов Черного озера на площади свыше 150 га. Название получил после того, как на территории Малого Зверинца было построено здание Приората.
В 1798 году на его территории устраивались дороги и прогулочные дорожки, углублялось озеро, изменялись очертания берегов, создавались искусственные острова. На западном берегу образовался высокий насыпной холм, по откосам которого посадили ели и сосны.

   

Приоратский дворец был построен в связи с учреждением в России великого приорства Мальтийского ордена (1797 г.). Замок, построенный в Гатчине, предназначался для размещения в нем приора (настоятеля) рыцарского ордена – французского эмигранта Конде, но никогда не использовался по прямому назначению.

Заключение.

Дворцовый парк в Гатчине является одним из самых известных и живописных русских пейзажных парков XVIII века. Таким образом, Дворцовый парк можно воспринимать в самых различных уровнях: с глади прудов, с береговых аллей, насыпных горок и террас, с площадок на кровле Березовых ворот и, наконец, с башен дворца. Оригинальной особенностью композиции гатчинского Дворцового парка является соотношение зеленого массива и водного пространства. Из 143 гектаров общей площади почти 36 занимают озера, что составляет четвертую часть всей территории. При этом водное зеркало находится не на периферии, а включено в самую сердцевину планировки, как композиционная и образная доминанта.

Приложение А.

Иллюстративный материал.

I — Дворцовый парк
II — Сильвия

А — остров Любви
Б — Собственный сад
В — Нижний Ботанический сад
Г — Верхний Ботанический сад
Д — Ботаническая горка
У — Нижний Голландский сад
Ж — Верхний Голландский сад
И — Водный лабиринт
К — Липовый сад
Л — Лесной лабиринт

1 — Большой Гатчинский дворец (1766-1781, А. Ринальди)
2 — Павильон Венеры (1792-1793)
3 — Берёзовый домик (1780-е, Ф. Виолье)
и портал «Маска» (1794-1796, В. Бренна)
4 — Колонна Орла (1770, А. Ринальди)
5 — Павильон Орла (1793-1796)
6 — Лесная оранжерея (1794-1796)
7 — Терраса-пристань (1792-1795, В. Бренна)
8 — Адмиралтейство (начало 1790-х)
9 — Чесменский обелиск (1770-е)
10 — Адмиралтейские ворота (1794-1796)
11 — Большие железные ворота (1787)
12 — Амфитеатр (конец 1790-х, Н. А. Львов)
13 — Берёзовые ворота (1795-1798, В. Бренна)
14 — Горбатый мост (1800-?, А. Д. Захаров)
15 — Грот «Эхо» (до 1783)
16 — Восьмигранный колодец (начало 1790-х)
17 — Карпин пруд
18 — Терраса-балкон
19 — Белое озеро
20 — Серебряное озеро


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: