Заключение

Рынок является важнейшей частью современной экономики, ее ключевой характеристикой. Его суть состоит в производстве товаров, их обмене, продаже и распределении на основе, в первую очередь, частной собственности. Нормальный рынок предполагает доминирование интересов потребителя, а не производителя и ограниченное место государства в экономике. Рыночный механизм приводится в действие спросом, предложением, конкуренцией и свободным ценообразованием. Они приводят рыночный механизм в действие, осуществляют координацию деятельности между производителями и потребителями.

Экономические системы бывают различными. Их своеобразие определяется различными формами собственности, а также ролью государства и свободного рынка в экономике. Выделяют традиционную, командную, рыночную и смешанную экономики. В большинстве современных государств мира доминирует смешанная экономика, где государство и рынок ограничены, и уравновешены друг другом.

Смешанная экономика является наиболее эффективной и совершенной на данный момент в большинстве стран мира. Она сочетает черты рыночной и плановой экономики, и может довольно гибко изменяться в зависимости от смены политического курса, влияния каких-либо экономических факторов. Одним из главных ее достоинств является предоставление экономических свобод субъектам рынкам – продавцам и покупателям, которые на конкурентной основе способствуют развитию новых технологий, улучшению качества товаров, то есть благоприятно влияют на экономику.

Понимание различий между социализмом и капитализмом позволяет будущему менеджеру в сфере государственного и муниципального управления выбирать оптимальные методы и формы работы с населением, формировать и использовать эффективные взаимоотношения с представителями органов государственной власти, политических, общественных, религиозных организаций и бизнес-структур.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое рынок? Назовите основные определения рынка и аргументируйте их российскими примерами.

2. Какими основными свойствами обладает товар? Аргументируйте ответ российскими примерами.

3. В чем состоит разница между потребительской стоимостью и стоимостью товара? Аргументируйте ответ российскими примерами.

4. Что такое меновая стоимость? Аргументируйте ответ российскими примерами.

5. Что такое деньги? Назовите основные свойства денег. Аргументируйте ответ российскими примерами.

6. Какие функции у денег? Аргументируйте ответ российскими примерами.

7. Какие условия необходимы для возникновения регулярного обмена на рынке? Аргументируйте ответ российскими примерами.

8. Назовите основные функции идеального и реального рынка. Аргументируйте ответ российскими примерами.

9. Какие основные элементы рынка Вы знаете? Перечислите их и дайте им характеристику на основе российских примеров.

10. Какие виды экономик вы знаете? Перечислите их и дайте им характеристику на основе исторических и современных примеров.

11. Перечислите и охарактеризуйте известные Вам модели экономического развития. Аргументируйте ответ историческими и современными примерами.

12. В чем состоит разница между капитализмом и социализмом? Приведите исторические и современные примеры.

Тематика курсовых работ:

1. Сформулируйте и проанализируйте 8 отличий рыночной экономики от плановой экономики. Покажите эти отличия на конкретных российских примерах.

2. Нужна ли Российской Федерации смешанная экономика? На конкретных примерах (7-8 примеров) докажите это.

3. Нужна ли Российской Федерации рыночная экономика? На конкретных примерах (7-8 примеров) докажите это.

4. Нужна ли Российской Федерации плановая экономика? На конкретных примерах (7-8 примеров) докажите это.

5. Какова роль государства в плановой экономике? На примерах (7-8 примеров) по выбору (СССР, ГДР, ВНР, КНР или КНДР) покажите эту роль и достигнутые при этом результаты.

6. Какова роль государства в рыночной экономике? На современных российских примерах (7-8 примеров) покажите эту роль.

7. Какова роль государства в смешанной экономике? На современных российских примерах (7-8 примеров) покажите эту роль.

8. На современных российских примерах (7-8 примеров) самостоятельно докажите, какая экономика оптимальна для современной России.

Дополнительная литература для самостоятельного изучения:

1. Бренделева Е.А. Неоинституциональная экономическая теория: учеб. пособие. М.: Дело и Сервис, 2006. С. 234–249.

2. Ведута Е.Н. Стратегия и экономическая политика государства. М.: Академический проект, 2003. С. 9–20, 121–150.

3. Журавлев В.Г., Журавлев Г.В., Гурнина Д.А., Яшин А.А. Государственное управление в условиях рынка. Менеджерские проблемы: Учебно-методические пособие. М.: ИПКгосслужбы, 2011. С. 135–149.

4. Корнейчук Б.В. Институциональная экономика: уч. пособие для вузов. М.: Гардарики, 2007. С. 188–195.

5. Корицкий Э.Л., Лавриков Ю.А., Омаров А.М. Советская управленческая мысль 20-х годов: Кр. имен. справ. М.: Экономика, 1990. С. 10–229.

6. Крупные корпорации (естественные монополии) в механизме принятия государственных решений // Проблемы современного государственного управления в России. Материалы научного семинара / Под ред. В.И. Якунина. М.: Научный эксперт, 2006. Вып. № 4. С. 5–87.

7. Макроэкономическое регулирование: роль государства и корпораций: уч. пособие / Под ред. В.М. Соколинского. М.: КНОРУС, 2010. С. 10–30.

8. Нуреев Р.М. Теория институционального выбора: Курс лекций. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. С. 19–32, 39–44, 66–79, 106–119.

9. Фукуяма Ф. Отставание / Пер. с англ. А. Георгиева. М.: Астрель, 2012. 477 с.

10. Экономическая доктрина как инструмент государственного управления в современной России // Проблемы современного государственного управления в России: Материалы научного семинара / Под ред. В.И. Якунина. М.: Научный эксперт, 2008. Вып. № 6. С. 4–35.

11. Экономическая история СССР: очерки / Рук. авт. колл. Л.И. Абалкин. М.: ИНФРА-М, 2010. 496 с.

12. Якунин В.И., Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Идеология экономической политики: проблема российского выбора. Монография. М.: Научный эксперт, 2008. С. 55–90.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: