На пожаре объекта в г.Х. вследствие обрушения погиб молодой пожарный К. События развивались таким образом, что попытки пробиться к месту обрушения, чтобы оказать своевременную помощь К. были безрезультатны. Участником ликвидации пожара так же был и родственник погибшего, который в свое время, содействовал устройству К. на работу в пожарную часть.
Сообщение семье погибшего о случившемся, участие в организации похорон и другие, связанные с этим событием дела легли на плечи этого родственника. В течение 3 суток после трагедии он не спал, взял на себя опеку жены и детей погибшего, встречал прибывающих на траурные мероприятия родственников…
Приложение 2.
Упражнение. Данное упражнение направленно на анализ собственных ПВК участников. Каждый участник работает индивидуально.
Инструкция: Для выполнения упражнения, Вам необходим раздаточный материал. Заполните таблицу.
1. Оцените себя, как специалиста. Запишите свои собственные (на Ваш взгляд) ПВК, т.е. ПВК, которыми Вы обладаете в действительности
(столбик 1: ПВК Я - реальное).
2. Определите, на свой взгляд, ПВК, которыми должен обладать сотрудник МЧС в идеале (столбик 2: ПВК сотрудника МЧС - идеальное).
3. Укажите ПВК, которыми хотели бы обладать Вы, как сотрудник МЧС (столбик 3: ПВК Я - идеальное).
Раздаточный материал
ПВК Я - реальное | Сотрудник МЧС - идеальное | ПВК Я - идеальное |
1. 2. 3. 4. 5. | 1. 2. 3. 4. 5. | 1. 2. 3. 4. 5. |
4. Оцените самостоятельно для себя: соответствие Ваших реальных ПВК с ПВК, которыми Вы хотели бы обладать, а так же желаемых ПВК с ПВК, которыми, на Ваш взгляд, должен обладать сотрудник МЧС России.
Приложение 3.
Упражнение. Упражнение направленно на рассмотрение мотивационной сферы участников. Каждый из участников работает самостоятельно. Задача ведущего правильно и четко дать поэтапную инструкцию, а так же обратную связь участникам в виде интерпретации полученных результатов.
Инструкция дается поэтапно:
1. Найдите не менее пяти ответов на вопрос: «Зачем я работаю?». Традиционным ответом является, что за работу платят. Это действительно так. Но существует достаточно мест, где платят столько же или больше. Значит, этот ответ является недостаточным. А зачем еще Вы работаете? Найдите не мене пяти различных ответов. Ответы не должны содержать негативных формулировок. Например: потому что больше ничего не умею делать. Попробуйте переформулировать, например: потому, что свою работу делаю лучше, чем что-либо другое. Запишите их.
2. Теперь нарисуйте шкалу от 0 до 10. «0» баллов предполагает отсутствие параметра, а «10» – максимальная его выраженность.
Зачем я работаю? | Оценка |
1. Платят деньги | 0 10 |
2. | |
3. | |
4. | |
5. |
3. Оцените по 10-бальной шкале, насколько Вы на данный момент удовлетворены тем, сколько Вам платят денег. Отметьте на шкале. Или отметьте по 10-бальной шкале, насколько Вы удовлетворены профессионализмом Вашей работы. И так по каждому ответу. Например, если есть ответ «общаться с друзьями», отметьте на шкале, насколько сейчас Вы удовлетворены общением с друзьями.
4. Посчитайте общую сумму баллов.
Интерпретация результатов.
Если сумма баллов больше 30 – искажения в мотивационной сфере практически отсутствуют, Ваша задача – профилактика профессионального выгорания.
Если сумма баллов 25-30, обратите внимание на настроение и самочувствие в последнее время, видимо, необходимо предпринять дополнительные меры по профилактике выгорания, выделить больше времени для себя, семьи, хобби, может быть, взять отпуск. Желательно проконсультироваться с психологом.
Если сумма баллов меньше 25 – искажения в мотивации профессиональной деятельности, вероятнее всего, уже сформировались. Возможно, есть и другие симптомы выгорания: антипатия к пострадавшим и коллегам, отстраненность от близких, безразличие, психосоматические симптомы. В этом случае Вам необходимо обратиться к специалисту-психологу, пройти медико-психологическую реабилитацию. В противном случае, возможен неблагоприятный сценарий развития синдрома выгорания.
Приложение 4.
Картинка с качелями.
Приложение 5.
Задача. Саяно-Шушенская ГЭС.