Карточка 1

Две недели назад женщина потеряла отца, с которым проживала совместно. Между ними всегда были очень теплые и добрые отношения. Своей семьи у женщины не было. На данный момент женщина взяла длительный больничный, так как работать она не может из-за внутренних переживаний, из-за трудностей, возникших в общении с коллегами по работе. Но и дома она не может найти места, занять себя чем-либо. Постоянное ощущение одиночества, ненужности и непонимания. На телефонные звонки подруг не отвечает. Редко выходит из дома (фаза депрессии).

Карточка 2

Женщина 2 года назад попала в ДТП. Травмы были серьезными, долго пролежала в больнице. Тяжелые травмы получили и другие участники ДТП. Когда поправилась, долгое время не садилась в машину, предпочитая автобусы. На данный момент, женщина получила права и самостоятельно водит автомобиль. Многие из знакомых удивляются, как она не боится садиться за руль после произошедшего события (фаза исцеления).

Карточка 3

Произошла авиакатастрофа. На данный момент уже известно о том, что никто из находящихся на борту не выжил. Родственники погибших прибыли на опознание. Один из родственников, потерявший дочь, периодически подходит к людям в форме со словами: «Может быть, произошла ошибка? Проверьте, может она смогла спастись? Насколько точно известно, что погибли все?» (фаза шока, отрицания).

Карточка 4

Произошел взрыв, в результате которого погибло несколько человек. Родственники погибших проходят процедуру опознания. Молодой человек только что опознал своего брата. Он не находит себе места, постоянно курит, ругается: «Во всем я виноват. Он ехал ко мне. Я часто звонил брату и просил, что бы он, наконец, приехал. Он ехал ко мне. Виноват только я!» (фаза «агрессии и вины»).

Приложение 8.

Упражнение. Каждый участник работает самостоятельно.

Инструкция дается поэтапно:

1. На листе формата А-3 изобразите, пожалуйста, линию, где начальной точкой будет являться начало вашего жизненного пути. Посмотрите на получившийся отрезок и отметьте на нем свой возраст на данный момент.

2. Теперь вспомните, пожалуйста, были ли в Вашей жизни травматические для Вас ситуации. При наличии таких ситуаций, отметьте их на прожитом Вами отрезке соответственно приблизительному возрасту, в котором они произошли. Вопрос в группу: «Отметил ли кто-нибудь у себя на отрезке точки, соответствующие пережитой травматической ситуации? Много ли таких ситуаций было в Вашей жизни?

3. Теперь вспомните, пожалуйста, из отмеченных Вами травматических ситуаций, были ли среди них такие, которые одновременно сопровождались ощущениями угрозы физической целостности своей или других людей, а так же интенсивным переживанием страха, ужаса и беспомощности. Если такие ситуации имеются, выделите их любым образом.

Рекомендации по ведению: Далее очень важно, чтобы участники работали самостоятельно. На этом этапе работы не рекомендуется задавать вопросы в группу. Просто ведущий продолжает давать инструкцию поэтапно.

4. Теперь, в том случае если вами переживались такого рода ситуации, отметьте для себя, какое время назад они произошли (или одна или несколько), и сколько прошло времени после данной ситуации.

Рекомендации по ведению: Далее ведущий подводит итог выполненного упражнения. В не зависимости от того, насколько давно произошла подобная ситуация (ситуация, одновременно сопровождающаяся ощущениями угрозы физической целостности своей или других людей, а так же интенсивным переживанием страха, ужаса и беспомощности), человек, как правило, еще длительный период времени помнит произошедшее с ним, а иногда воспоминания сопровождают его всю жизнь.

Приложение 9.

Упражнение.

Инструкция: Представьте, пожалуйста, желтую обезьяну. Можете при этом закрыть глаза. Вам необходимо представить желтую обезьяну и думать только о ней. Какая она, эта желтая обезьяна, какой у нее хвост, лапы и т.д. Участники представляют обезьяну в течение 2-3-х минут. Затем ведущий меняет задание: «Теперь Вам необходимо думать о чем угодно, кроме желтой обезьяны». Эту часть упражнения участники выполняют тоже в течение 2-3-х минут. Затем вопрос от ведущего в группу:

- Скажите, всем ли из Вас было легко выполнить первую часть задания (представлять желтую обезьяну)?

- Легко ли было выполнять вторую часть задания (не думать о желтой обезьяне)?

- Что мешало выполнению второй части задания?

Приложение 10.

Упражнение.

Инструкция: Посмотрите на иллюстрацию. Если не прилагать усилий, то иногда Вы видите изображение старухи, иногда изображение молодой девушки. Так проявляется непроизвольная переключаемость внимания. Определите, на какое изображение Вам приятно смотреть. Попробуйте как можно дольше удерживать более приятное изображение. Без достаточной практики это вызывает напряжение.

 
 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: