(на темном фоне – субъективный уровень, на светлом – объективный)
Потребности стороны А | Опасения стороны А |
Индивидуально-психологические особенности стороны А Актуальное психическое состояние стороны А Позиция стороны А | |
Второстепенные участники А Сторона А конфликтогенные факторы Предмет конфликта конфликтогенные факторы Сторона Б Второстепенные участники Б | |
Позиция стороны Б Актуальное психическое состояние стороны Б Индивидуально-психологические особенности стороны Б | |
Потребности стороны Б | Опасения стороны Б |
Приложение 3.
Упражнение.
Инструкция: Группа разделяется на две подгруппы, каждой выдается карточка с описанием ситуации. В течение 5-7 минут подгруппам необходимо составить карту конфликта и план подготовки переговоров. Представитель каждой подгруппы зачитывает план, а преподаватель фиксирует основные пункты плана на доске.
Карточка
Зона землетрясения, десятые сутки после первого подземного толчка, город с населением около 16 000 человек. Афтершоковый процесс продолжается. В одном из пунктов временного размещения проживают около 600 пострадавших. На всех пострадавших, находящихся в ПВР, пищу готовят на полевой кухне 4 солдата срочной службы. Солдаты спят по 3-4 часа в сутки, измотаны. ПВР обеспечивает группа из 6 спасателей. В ПВР находится группа женщин, настроенных агрессивно по отношению ко всем участникам ликвидации последствий ЧС. После обеда группа крайне агрессивно настроенных женщин скандалит с солдатами, возмущаясь, почему гречка, выдававшаяся в обед, не была разобрана и в ней встречаются чужеродные вкрапления. Женщины отталкивают солдат от полевой кухни и начинают разбрасывать оставшуюся еду. Солдаты кричат, что отказываются готовить пищу.
|
|
Приложение 4.
Упражнение.
Инструкция: Преподаватель зачитывает Карточку 1 с описанием условий ситуации. Группа разделяется на 3 подгруппы: «пострадавшие», «администрация», «спасатели», наблюдатели. В учебном классе определяются места расположения первых трех групп. «Администрации», «пострадавшим», «спасателям» выдаются карточки соответствующие карточки с уточнением ситуации.
Все участники расходятся по местам в соответствии с ролями. Наблюдатели могут занимать любое место. После ознакомления с содержанием карточек участники могут задать преподавателю уточняющие вопросы.
Ролевая игра начинается когда всем участникам понятна ситуация и задачи. Игра заканчивается, когда переговорный процесс успешно завершен, т.е. выполняются достигнутые сторонами договоренности. В том случае, если стороны зашли в тупик, преподаватель останавливает игру, обсуждает с переговорщиками и наблюдателями возможные варианты выхода из тупика, при необходимости привлекает к переговорам одного из наблюдателей.
|
|
Задание для «спасателей»: Оценить ситуацию и дать прогноз ее развития, определить цель переговорного процесса, провести переговорный процесс.
Задание для «администрации» и «пострадавших»: Участвовать в ситуации, исходя из полученной информации.
Задачи для наблюдателей: Отслеживать динамику переговорного процесса, выделить ключевые этапы переговоров, отслеживать динамику психического состояния участников переговорного процесса.