Наибольшее количество нарушений за предыдущие три рассматриваемых года, приходится на самовольное занятие земель, использование земель не по целевому назначению, уклонение от предписаний, выданных должностными лицами, осуществляющими государственный земельный контроль.
В 2011 - 2013 году по результатам проведенных проверок выявлено 685 нарушителей земельного законодательства (самовольного занятия земельных участков или использование их без правоустанавливающих документов) и 102 нарушителя за использование земель не по целевому назначению.
Количество нарушителей земельного законодательства за 2011-2013 гг. в городе Ставрополь приведены в таблице 4.
Таблица 4 – Нарушения земельного законодательства за 2011-2013 годы
Наименование нарушения | Выявлено нарушений (количество, ед.) | ||
2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | |
Самовольное занятие земельных участков или использование их без правоустанавливающих документов | |||
Использование земельных участков не по целевому назначению | |||
Невыполнение предписаний госземинспектора по вопросам устранения нарушений земельного законодательства |
Количество выявленных нарушений по статье 7.1 (самовольное занятие земельного участка КоАП РФ) за 2012 в Ставрополе было наибольшим и увеличилось в 1,7 раза по сравнению с 2011 годом и в 1,1 раза по сравнению с 2013 годом, по статье 19.5 (невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) КоАП РФ ч.1) количество выявленных нарушений увеличилось в 2012 в 1,9 раза по сравнению с 2011 годом, по статье 8.8 (использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению КоАП РФ) количество выявленных нарушений было наибольшим также в 2012 году и по сравнению с 2011 и 2013 годами увеличилось в 1,6 раза (таблица 4).
|
|
Наиболее распространенными нарушениями земельного законодательства за 2011-2013 гг. в городе Ставрополе являются:
- самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности (ст. 7.1 КоАП РФ) – 418 нарушений, что составляет 66,6 % от общего количества нарушений за исследуемый период;
- использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.8. КоАП РФ) – 102 нарушений, что составляет 16,2 % от общего количества нарушений.
|
|
Следует признать некоторые упущения и в организации надзорной деятельности органов контроля г. Ставрополя, которые, при их отсутствии, могли существенно улучшить показатели по выявляемости и устраняемости правонарушений, величине начисленных и взысканных штрафов. Планирование земельного надзора иногда оказывается не эффективным, т. к. этот список не несет в себе сведения о землепользовании (либо уплате земельного налога). Данное обстоятельство в подавляющем большинстве случаев (около 80 %) сделало невозможным проведение плановых проверок - организации не были найдены только по юридическим адресам, а найденные в 84 % не являлись землепользователями.
В установленный законом срок лицо, привлеченное к административной ответственности должно было добровольно погасить сумму который должен быть внесен на счет Управления Росреестра по Ставропольскому краю и предоставить лицу, вынесшему постановление – главному государственному инспектору по использованию и охране земель копию документа свидетельствующего об уплате административного штрафа. В случае отсутствия на указанную дату документа подтверждающего уплату административного штрафа назначенного как административное наказание, за совершение административного правонарушения, согласно Постановления о назначении административного наказания, вынесенного главным государственным инспектором по использованию и охране земель Ставропольского составляется протокол о нарушении земельного законодательства по статье 20.25 неуплата административного штрафа и передается в мировой суд для дальнейшего производства
Управлением Росреестра по Ставропольскому краю заключено соглашение с администрацией города Ставрополя о взаимодействии при осуществлении государственного земельного контроля (надзора) и муниципального земельного контроля. В целях заключения аналогичных соглашений с муниципальными образованиями на территории Ставропольского края, образец данного соглашения направлен в территориальные отделы Управления.
Предметом соглашения является организация взаимодействия органов государственного земельного контроля (надзора) с органами муниципального контроля, оказание методической помощи органам местного самоуправления в организации муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования, проведение совместных проверок по выявлению и пресечению нарушений земельного законодательства, своевременное предоставление информации, предусмотренной законодательством РФ.
Государственными инспекторами по использованию и охране земель проведены консультации граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по телефону «горячей линии» на темы: «Исполнение предписаний об устранении нарушения земельного законодательства» «Порядок переоформления юридическими лицами постоянного (бессрочного) пользования земельными участками», «Порядок привлечения к административной ответственности в рамках государственного земельного надзора за самовольное занятие земельного участка» и др. Также с целью предотвращения нарушений со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в средствах массовой информации в 2012 г. размещено 46 публикации по линии государственного земельного надзора.
В часы приема государственными инспекторами по использованию и охране земель проводится консультирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области земельного законодательства. На информационных стендах Управления размещена информация о порядке проведения проверок соблюдения земельного законодательства, о графике приема граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей государственными инспекторами по использованию и охране земель. На официальных сайтах администраций муниципальных районов размещается информация о мероприятиях, проводимых отделами в сфере осуществления государственного земельного надзора. На подсайте Управления Росреестра по Ставропольскому краю в разделе «Государственный земельный контроль (надзор)» размещен План проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
|
|
Государственные инспекторы по использованию и охране земель принимают участие в заседаниях комиссий по земельным вопросам при администрациях муниципальных образований.
Причинами обращения заявителей в суд по вопросу государственного земельного надзора, по мнению заявителей, являются незаконность действий по привлечению к административной ответственности по ст.ст.7.1, 8.8 Кодекса об административным правонарушениях Российской Федерации.
Основаниями для удовлетворения требований заявителя является то, что в отношении спорного земельного участка имеются противоречивые сведения относительно его разрешенного целевого использования, суд находит недоказанной материалами дела вину нарушителей в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также имеются допущенные административным органом процессуальные нарушения. Нарушение носит существенный характер, поскольку не обеспечивает лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможности реализовать гарантии защиты, предусмотренные ст. 25.4 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так как административный орган не располагал неоспоримыми и безусловными доказательствами уведомления субъекта административного правонарушения, и тем самым привлекаемое к административной ответственности лицо лишено предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты, поскольку не могло возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, суды пришли к выводу о незаконности действий Управления о привлечении юридического лица к административной ответственности.
|
|
Для участия в проведении проверок эксперты и экспертные организации не привлекались, в виду отсутствия в Управлении аккредитованных экспертов и экспертных организаций.
В рамках мероприятий по государственному земельному надзору выявлены случаи причинения вреда растениям юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются надзорные мероприятия.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что осуществление государственного земельного контроля в городе Ставрополь происходит не достаточно эффективно. Следует ужесточить и увеличить штрафные санкции, что приведет к увеличению наложенных штрафов, внести изменения в земельный кодекс Российской Федерации, приобрести дополнительные транспортные средства и техническое оборудование, улучшить финансирование и материально-технического обеспечения органов, осуществляющих госземконтроль.