Расходы коммерческого банка

По аналогии с классификацией доходов расходы банка можно разделить на следующие группы.

Операционные расходы (расходы, необходимые для обеспечения функционирования банка) включают в себя: 1) процентные расходы — уплаченные банком проценты за привлеченные им средства (полученные кредиты, займы, вклады, депозиты), в том числе привлеченные с помощью выпущенных банком ценных бумаг; 2) непроцентные расходы — остальные (кроме процентных) расходы на проведение всех операций банка: расходы на заработную плату и материальное поощрение сотрудников; расходы на содержание аппарата управления, в том числе представительские и компенсационные расходы; уплаченные банком комиссионные; уплаченные банком дивиденды; эксплуатационные расходы (амортизация, затраты на текущий ремонт основных фондов, расходы на аренду, рекламу, на приобретение малоценных и быстроизнашивающихся предметов, транспортные, почтовые и телеграфные расходы, командировочные расходы, плата за обучение, за информацию, упаковочные и другие материалы, за бланки и тому подобные общебанковские хозяйственные расходы некапитального характера); расходы, связанные с созданием резервов на покрытие возможных убытков от кредитных и некоторых иных операций банка, относимые на себестоимость таких операций. К прочим (неоперационным) расходам банка можно отнести в частности: уплаченные налоги и другие внесенные обязательные платежи; уплаченные штрафы, пени и неустойки; убытки от реализации имущества; убытки в виде отрицательной курсовой разницы от переоценки принадлежащих банку некоторых видов активов.

Расходы банка должны быть по возможности минимальными (в расчете на выбранные контрольные показатели, наиболее адекватно отражающие конечную эффективность работы банка), а потому ими необходимо постоянно управлять, имея в виду как минимум недопущение нерационального использования имеющихся средств, в том числе путем организации соответствующего контроля.

С этой целью используются процедуры бюджетирования — регулярного самостоятельного составления совокупности финансовых планов (бюджетов) банка. Исходная инфор­мация для их составления берется из плановой структуры бизнес-процессов, отражающей направление предстоящего развития, намеченное для себя банком. Горизонт текущего планирования деятельности банка целесообразно принять равным 1 году, а продолжительность планового периода — равным 1 кварталу.

Желательно составлять следующие виды бюджетов: фи­нансовых ресурсов; операционных доходов и расходов; хо­зяйственных расходов; расходов на сотрудников коммерчес­ких и административных расходов; капитальных вложений. Сметы затрат при этом планируются исходя из принципов:

• методического единства состава и направлений затрат;

• наиболее полного распределения расходов по сметам отдельных подразделений;

• формирования сметы затрат подразделений, не зара­батывающих доходы, с учетом их возможного покрытия за счет доходов зарабатывающих подразделений (при их совместной деятельности).

Подразделения рассчитывают и представляют свои сме­ты расходов, включая в них расходы, связанные с обеспече­нием их деятельности.

Смета банка в целом представляет собой совокупность расходов подразделений и блок общебанковских расходов, не подлежащих распределению между подразделениями (помимо общехозяйственных и эксплуатационных расхо­дов). Особенность сметы — ее тесная увязка с конкретными цифрами бизнес-планов подразделений, в которых должно найти место обоснование необходимости указанных расхо­дов с учетом результатов деятельности подразделений.

В результате сведения указанных выше и иных бюдже­тов может быть получен проект необходимого банку бюдже­та денежных потоков.

Управление расходами на основе бюджетирования осно­вывается на анализе причин отклонений от разработанных бюджетов (от планового уровня показателей) и предпола­гает скользящую корректировку планов как минимум 1 раз в месяц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: