По аналогии с классификацией доходов расходы банка можно разделить на следующие группы.
Операционные расходы (расходы, необходимые для обеспечения функционирования банка) включают в себя: 1) процентные расходы — уплаченные банком проценты за привлеченные им средства (полученные кредиты, займы, вклады, депозиты), в том числе привлеченные с помощью выпущенных банком ценных бумаг; 2) непроцентные расходы — остальные (кроме процентных) расходы на проведение всех операций банка: расходы на заработную плату и материальное поощрение сотрудников; расходы на содержание аппарата управления, в том числе представительские и компенсационные расходы; уплаченные банком комиссионные; уплаченные банком дивиденды; эксплуатационные расходы (амортизация, затраты на текущий ремонт основных фондов, расходы на аренду, рекламу, на приобретение малоценных и быстроизнашивающихся предметов, транспортные, почтовые и телеграфные расходы, командировочные расходы, плата за обучение, за информацию, упаковочные и другие материалы, за бланки и тому подобные общебанковские хозяйственные расходы некапитального характера); расходы, связанные с созданием резервов на покрытие возможных убытков от кредитных и некоторых иных операций банка, относимые на себестоимость таких операций. К прочим (неоперационным) расходам банка можно отнести в частности: уплаченные налоги и другие внесенные обязательные платежи; уплаченные штрафы, пени и неустойки; убытки от реализации имущества; убытки в виде отрицательной курсовой разницы от переоценки принадлежащих банку некоторых видов активов.
|
|
Расходы банка должны быть по возможности минимальными (в расчете на выбранные контрольные показатели, наиболее адекватно отражающие конечную эффективность работы банка), а потому ими необходимо постоянно управлять, имея в виду как минимум недопущение нерационального использования имеющихся средств, в том числе путем организации соответствующего контроля.
С этой целью используются процедуры бюджетирования — регулярного самостоятельного составления совокупности финансовых планов (бюджетов) банка. Исходная информация для их составления берется из плановой структуры бизнес-процессов, отражающей направление предстоящего развития, намеченное для себя банком. Горизонт текущего планирования деятельности банка целесообразно принять равным 1 году, а продолжительность планового периода — равным 1 кварталу.
Желательно составлять следующие виды бюджетов: финансовых ресурсов; операционных доходов и расходов; хозяйственных расходов; расходов на сотрудников коммерческих и административных расходов; капитальных вложений. Сметы затрат при этом планируются исходя из принципов:
|
|
• методического единства состава и направлений затрат;
• наиболее полного распределения расходов по сметам отдельных подразделений;
• формирования сметы затрат подразделений, не зарабатывающих доходы, с учетом их возможного покрытия за счет доходов зарабатывающих подразделений (при их совместной деятельности).
Подразделения рассчитывают и представляют свои сметы расходов, включая в них расходы, связанные с обеспечением их деятельности.
Смета банка в целом представляет собой совокупность расходов подразделений и блок общебанковских расходов, не подлежащих распределению между подразделениями (помимо общехозяйственных и эксплуатационных расходов). Особенность сметы — ее тесная увязка с конкретными цифрами бизнес-планов подразделений, в которых должно найти место обоснование необходимости указанных расходов с учетом результатов деятельности подразделений.
В результате сведения указанных выше и иных бюджетов может быть получен проект необходимого банку бюджета денежных потоков.
Управление расходами на основе бюджетирования основывается на анализе причин отклонений от разработанных бюджетов (от планового уровня показателей) и предполагает скользящую корректировку планов как минимум 1 раз в месяц.