Роль ощущений в физическом воспитании и спорте

Техника соревновательных действий базируется, прежде всего, на ощущениях. Ощущение - это психический процесс отражения в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на анализаторы. Среди ощущений веду­щую роль в физическом воспитании и спорте играют: мышечно-двигательные, зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, органические.

Мышечно-двигателъные ощущения несут информацию о длине и скорости изменения длины мышеч­ных волокон, а рецепторы, находящиеся в сухожилиях и суставах, «информируют» мозг о положе­нии звеньев человеческого тела. Наибольшим эффектом развития двигательных ощущений обладают методы, обес­печивающие обратную связь. Это — визуальный контроль (например, в зеркале), использование фото, видеотехнических средств, и т.п. Используются также специальные задания на дифференцировку (различение) мышечно-двигательных ощущений

Зрительные ощущения играют важную роль в процессе создания первичных представлений о движении, а также в ориентации и коррекции выполняемых движений. Кроме этого зрительные ощущения оказывают заметную помощь в анализе техники движений, в осмыслении воз­можных коррекций.

Слуховые ощущения служат источником дополнительной информации о параметрах движения. Благодаря слуховым ощущениям возникает возможность корректировать движение в момент его вы­полнения, обеспечить второсигнальную основу осознания движений. Важную контролирующую и информационную роль слуховые ощущения играют в ритмической организации движений

Вестибюлярные ощущения задействованы всовершенствовании техники спорта. В различных видах спорта присутствуют многочисленные вращательные движения, движения на узкой опоре, движения в состоянии так называемого динамического равновесия, когда одно неустойчивое положение сменяется таким же, но в противоположную сторону (как в слаломе).

Осязательные ощущения в жизни спортсмена занимают видное место, осо­бенно в видах спорта, связанных со спортивными снарядами, мячом, клюшкой, управле­нием средствами движения, а также служат отправной точкой многих технических действий в еди­ноборствах.

Органические ощущения (болевые, холода, зуда, удушья, самочувствия и др.) в совокуп­ности с другими ощущениями отражают картину нагрузки на органы движе­ния, обмена веществ.

Нужно отметить, что ощущения редко проявляются в «чистом» виде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: