Внимание и особенности его проявления у учащихся разного возраста на уроках физической культуры

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете или явлении. Главная особенность внимания состоит в том, что оно не существует само по себе. Оно сопровождает умственные и двигательные дейст­вия. Не случайно внимание называют процессом, обеспечивающим «рабочее состояние созна­ния».

В психологии выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизволъное.

Непроизвольное внимание возникает при воздействии на органы чувств различного рода раздражи­телей. Легкость возникновения реакции на раздражитель зависит от его силы, новизны и контра­стности. Эти раздражители и вызывают ориентировочную реакцию человека (по И. П. Павлову рефлекс типа «Что та­кое?»).

Произвольное внимание возникает в результате волевых усилий человека. Особенно заметна роль волевых усилий, когда трудно сосредоточиться.

Послепроизволъное внимание возникает вначале благодаря волевым усилиям. Но когда появляется интерес, уже не требуется волевых усилий для поддержания внимания. Оно удерживается само собой, т.е. непроизвольно.

На уроках физической культуры можно наблюдать все типы внимания ученика. Если на уроке преобладает произвольное внимание учащихся, то учащиеся устают от психического напряжения, что может привести школьников к потере интереса к занятию.

Активизация непроизвольного внимания наоборот ведет к переходу учебного занятия в акт развлечения, и решение задач урока становится невозможным.

Только умелое чередование активизации произвольного и непроизвольного внимания может обеспечить высокий уровень продуктивности занятий физической куль­турой. Так, при разучивании физического упражнения, когда ученики осваивают его, важно активи­зировать непроизвольное внимание. Когда же школьники сами выполняют упражнения, или мысленно повто­ряют его, или осуществляют самоконтроль за его выполнением, необходимо преобладание произволь­ного внимания.

У школьников разного возраста возможности управления вниманием различны.

В младшем школьном возрасте легко возникает непроизвольное внимание, поэтому младшие школьники часто отвлекаются. Кроме того, устойчивость произ­вольного внимания у детей 7-8 лет - только 10—15 минут. Экспериментально доказано, что младшие школьники не способны сосредоточенно выполнять подряд 7—8 упражнений, даже если на это пла­нировать 8-10 минут. Уже на пятом упражнении наблюдается большое число отвлечений. Поэтому, работая со школьниками младших классов не нужно затягивать выполнение упражнения, давать ученикам минимальное количество заданий на самоанализ движений и, объясняя ошибки, больше показывать их.

Ученики среднего звена обладают способностью удерживать произвольное внимание в течение 40—45 минут, но только при наличии интереса к выполняемой деятельности. Но все равно - отвлекаемость у них повышенная. Дети этого возраста легко ориентируются на конечный результат дея­тельности, но безразличны к ее процессу, качеству выполнения действий.

Старшеклассники могут длительно удерживать произвольное внимание и действуют сознательно. Они внимательно отно­сятся к любой информации (рассказ, показ упражнения). Если для младших школьников и подростков главным фактором, организующим внимание, является форма подачи учебного мате­риала, то для старшеклассников важным становится содержание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: