Первоначальным элементом жизнедеятельности любой общности является общение членов группы друг с другом. Именно общение порождает все феномены.
В структуре внутригрупповых отношений есть несколько элементов:
а) руководитель. Это официальное лицо, реализующее функцию управления в группе.
б) лидер. Это лицо, завоевавшее авторитет и право влияния на других членов группы.
Руководство есть социальная характеристика, оно осуществляется официально и менее изменчиво. Лидерство – психологическая характеристика, это эмоциональные отношения между членами спортивной группы. Лидерство неформально и более динамично. Если руководитель обладает авторитетом власти, то лидер – властью авторитета. Тем не менее, оба они призваны стимулировать группу, мотивировать ее на решение определенных задач, выбирать средства их решения. В спорте очень часто лидерство и руководство воплощаются в одном лице. Капитан команды является, как правило, и лучшим спортсменом в команде.
Сплоченность группы, выражает степень единомыслия и единодействия ее членов. Это явление особенно характерно в спорте и заметно в спортивных играх: без нее нет успеха в соревнованиях
|
|
При использовании термина «конформность» или «конформное поведение» имеется в виду мера подчинения индивида групповому давлению. Спорт всегда «учит» находить компромиссы.
Противоположными конформности понятиями являются понятия «независимость», «самостоятельность позиции».
В группе могут возникать внутригрупповые конфликты. Конфликт - это трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. Спорт - это сфера где сталкиваются сильные личности со своими целями. Конфликты сопутствуют спортивной деятельности. К тому же наличие конфликтов говорит о том, что идет развитие группы.
Чаще всего к конфликтам приводят следующие причины:
1. наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями членов группы;
2. противоборство между различными людьми.
Под фасилитацией понимается изменение поведения человека в присутствии посторонних. При этом деятельность может ухудшаться или улучшаться. У мастеров результат деятельности улучшается, а если человек только осваивает деятельность, то присутствие посторонних затрудняет ее выполнение. Спорт – это и партнеры, и соперники, и болельщики и эффект фасилитации проявляется постоянно.
Агрессивность в психологии понимается, как стремление причинить вред другому. В спорте наблюдаются положительные проявления агрессии: быть первым, доказать явное преимущество, психологическое давление на соперника и т.д. Различают вербальную, физическую, косвенную агрессии. В спорте они проявляются в комплексе.
|
|
20. Методы исследования в психологии физического воспитания и спорта.
В спортивной психологии могут быть использованы и используются методы общей, социальной, возрастной, педагогической психологии (наблюдение, эксперимент, тестирование, опрос, и др.).
В исследованиях по спортивной психологии, в свою очередь, создано немало интересных методик, которые с успехом используются в исследованиях по общей, социальной, возрастной и педагогической психологии.
При качественной характеристике результатов психологических измерений для спортсменов требуются специальные оценочные шкалы, которые часто существенно отличаются от шкал не спортсменов. Почти всегда в исследованиях по спортивной психологии применяется комплекс из нескольких методик, который позволяет создать своеобразный психологический профиль спортсмена или команды и выявить характер взаимодействия психических показателей. Принято различать следующие группы методик психологических измерений в спорте.
• методы исследования психических процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения);
• методы исследования психических состояний (монотонии, ситуационной тревожности, самочувствия, настроения, утомления, переживания, фрустрации, предсорсвновательных, пост соревновательных состояний);
• методы исследования особенностей личности (мотивации, уровня притязаний, личностной тревожности, темперамента, характера, способностей); среди них можно назвать личностные опросники, проективные методики и др.;
• психофизиологические методы исследования функциональных состояний (кожно-гальванической реакции, критической частоты слияний стимулов, электроэнцефалографические, электромиографические, спирометрические, терморегуляции, электрокардиографические);
* методы оценки и измерения надежности и устойчивости соревновательной деятельности (экспертная оценка, рейтинг, самооценка, отношение к предстоящим соревнованиям, оценка волевых качеств, изменений психомоторики, эмоциональной устойчивости);
• методы изучения межличностных отношений и групповой деятельности (социометрические, взаимных оценок, отношений тренер—спортсмен и тренер—команда.'