Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

IV.4.3. Психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим от насилия




Детство является таким периодом в жизни каждого человека, когда закладываются основы личностной активности, личност­ные свойства и ценности, определяющие качество будущей жиз­ни. Одновременно это такой жизненный опыт, когда ребенок как человек и как личность наименее защищен от социального, фи-злческого и психического насилия.

Поскольку существует и широко распространена агрессия, можно говорить о ее жертвах — детях и подростках, пострадавших от насилия.

Насилие — это такое отношение, обращение одного человека с другим, которое нарушает право другого быть личностью.

Домашнее насилие — это система поведения одного человека для сохранения власти и контроля' над другим разными способа­ми (изоляция, запугивание, манипулирование, угрозы, эмоцио­нальное насилие, экономическое насилие, физическое насилие, сексуальное насилие).

По мнению специалистов, можно выделить три основные сфе­ры отношений, в которых, с одной стороны, происходит социали­зация детей, с другой — ребенок подвергается риску насилия: семья, сфера образования, государственные учреждения интернатного типа и сфера микросоциальных отношений (Г.Н.Вострокнутов).

Насильственные действия"\лоту\ проявляться в самых разных формах: от клички, оскорбительного взгляда до убийства.

В домашнем насилии часто различают пренебрежение (плохое обращение), жестокое обращение (издевательство, физическое насилие), сексуальное злоупотребление.

Пренебрежение преимущественно понимается как отсутствие надлежащей родительской заботы или опеки, когда ребенок яв­ляется бездомным, нуждающимся, живет в физически опасном окружении. В поведении родителей есть серьезные упущения в обеспечении жизненно необходимых (витальных) потребностей ребенка: в пище, одежде, приюте, уходе, медицинском обслужи­вании и защите от опасных условий. По сути дела, речь идет о состояниях депривации. Наиболее близким по значению является понятие «социальное сиротство», или лишение детей родитель­ского попечения при живых родителях.

Физически жестокое обращение определяется как преднамерен­ное или осознанное применение жестоких телесных наказаний или причинение ребенку неоправданных физических страданий.

Сексуальное злоупотребление понимается как использование ребенка для целей сексуального удовлетворения взрослого чело­века или лица, значительно более старшего, чем сама жертва. Оно может совершаться в различных формах: развратные действия, половые сношения или попытки таковых, изнасилование, крово­смешение (инцест), демонстрация порнографии, проституция несовершеннолетних.

Под сексуальным злоупотреблением понимается вовлечение функционально незрелых детей и подростков в сексуальные дей­ствия, которые они совершают, полностью их не понимая; на которые они не способны дать согласия; которые нарушают табу семейных (социальных) ролей.




Жестокое обращение с детьми оценивается с учетом характера ближайших и отдаленных социально-медицинских последствий. Считается, что характеристика жестокого обращения с детьми должна включать:

оценку совершаемых действий (физические, сексуальные, эмо­циональные);

продолжительность их воздействия и особенности последствий (физические, эмоциональные, психологические).

К факторам жестокого обращения родителей с детьми, по мне­нию многих исследователей, относятся:

• признаки асоциальной личности с психопатическими черта­ми и аффективной возбудимостью, алкоголизм, криминальность;

• незрелость родителей, их изолированность, отсутствие соци­ально-психологической поддержки со стороны прародителей;

• низкая самооценка у родителей, снижение толерантности к стрессам и личностные проблемы;

• потребность родителей в абсолютной власти над ребенком;

• жесткие моральные нормы и упрямство родителей;

• одиночество и плохое здоровье матери.

Последствия жестокого обращения с детьми чаще всего рас­сматриваются с позиций так называемой концепции цикла наси­лия.

Многие исследователи указывают на связь между жестокостью наказаний, применяемых к.ребенку, и мерами воздействия, ко­торые использовались в родительской семье; между наказаниями и выраженной агрессивностью ребенка, частотой делинквентно-сти и жестоким характером преступлений у тех лиц, с которыми жестоко обращались в детстве.



Психодинамический анализ внутрисемейных ситуаций изби­ваемых детей показывает, что их родители в детстве имели тяже­лую депривацию и страдали депрессивными и тревожными рас­стройствами, алкогольной зависимостью. В их семьях наблюдался авторитарный тип семейных отношений, при котором конфлик­ты между родителями сопровождались враждебно-агрессивным

Диагностические признаки жестокого обращения

Особенности поведения ребенка Особенности поведения взрослых
Психическое (эмоциональное) насилие: Нежелание утешить ребенка
Задержка физического и умствен­ного развития Оскорбление, брань, обвинение, унижение ребенка
Нервные тики, энурез Критичное отношение к ребенку
Печальный вид, подавленное настроение Негативная характеристика ребенка
Различные психосоматические заболевания Отождествление ребенка с нена­вистными людьми
Беспокойство и тревожность, агрессивность Перекладывание ответственности на ребенка
Нарушения сна, аппетита Открытая демонстрация нелюбви,
Неумение общаться, неуспешность в учении ненависти к ребенку
Склонностьк уединению и суициду  
Низкая самооценка  
Пренебрежение нуждами ребенка:  
Утомленный, сонный вид, опух­шие веки Психические заболевания родителей Критические состояния
Санитарно-гигиеническая запу­щенность Умственная отсталость Наличие жестокости и насилия в
Низкая масса тела, задержка роста и физического развития родительской семье Недостаточный самоконтроль и
Стремление при влечь к себе вни­мание любой ценой импульсивность, агрессивность Нежеланный ребенок
Многократная госпитализация Неполноценный ребенок
Повторные повреждения, травмы" «Трудный» ребенок
Кражи пищи, делинквентнЪсть Сходство с нелюбимым родствен-
Нсизбирательностьв контактах ником
Мастурбация Нарушения в поведении ребенка
Регрессивное поведение Социально-экономические проб-
Трудности общения и обучения лемы семьи
Агрессивность и импульсивность Конфликтность семьи

отношением к детям. Следовательно, воспитание повторяет опыт родительской семьи.

В конце 80-х гг. нашего столетия было доказано, что психотрав­матический синдром (ПТС) одинаково проявляется как у жертв домашнего насилия, так и у ветеранов войны. Причем у всех жертв насилия присутствуют страхи мучений и смерти, угрозы жизни, а также такие последствия, как бессонница, ночные кошмары, онемение участков тела и др.

Принято выделять четыре этапа ПТС. Первый характеризу­ется состоянием острого шокаили психологического оцепенения,

когда человек не осознает, что с ним произошло, проявляет внеш­нюю заторможенность. Второй этап — это отрицание. Жертва активно пытается вычеркнуть из памяти все, что с ней произош­ло. Она не обращается за помощью, не обсуждает драматическое событие с другими. Третий этап — это стадия острого стресса, состояние глубокого кризиса. Как правило, люди на этом этапе впадают в глубокую депрессию, они не видят смысла жизни, мо­гут считать себя недостойными ее радостей. Четвертый этап — функциональное разрешение внутреннего конфликта, вызванно­го насилием, принятие психотравмирующего опыта, возможность его использовать. Если нет последнего этапа, симптомы становят­ся хроническими и меняют представления человека о мире (ког­нитивный диссонанс).

Опыт насилия в детстве и юношестве имеет фатальный исход для психологического самочувствия и общего развития. Прояв­ления последствий насилия, хотя и нарушают здоровье детей и подростков, не имеют четко выраженных симптомов и призна­ков, по которым можно было бы установить первопричину от­клонений. Степень тяжести последствий зависит от тяжести са­мого насилия. Жертвы насилия живут в состоянии постоянной опасности и страха его повторения или того, что все узнают о нем.

Часто дети и подростки, испытавшие насилие, ощущают себя соучастниками или виновниками. Наблюдаются расстройства эмо­циональной сферы: необоснованная смена настроения, тревож­ность, депрессии, которые могут сопровождаться суицидальны­ми попытками. Часто имеют место нарушения сна, восприятия и ощущений, возникает неприятие своего тела. Невротические симп­томы соседствуют с нарушениями взаимоотношений с окружаю­щими. Вследствие недоверия к миру появляются замкнутость, чув­ство одиночества. Среди отдаленных последствий насилия выде­ляют алкоголизм, аддиктивное и делинквентное поведение, по­пытки суицида.

Считается, что наиболее распространенными видами психи­ческого реагирования на различные формы насилия в детском и подростковом возрасте наряду с задержками психического разви­тия, регрессивными симптомами являются невротические реак­ции, психогенные депрессии и личностные расстройства. Эти со­стояния часто «замаскированы» психосоматическими расстрой­ствами и нарушениями поведения.

К группе риска по жестокому обращению и насилию можно отнести следующих несовершеннолетних:

детей, проживающих в асоциальных, дезорганизованных семьях с наркологической, психопатологической отягощенностью роди­телей, аморальным или криминальным поведением старших чле­нов семьи;

Психологические симптомы у детей, переживших сексуальное насилие

Возраст ребенка Наиболее общие симптомы
Дошкольники Тревога Ночные кошмары Общее посттравматическое стрессовое состояние Избегающее поведение Уходы из дома Депрессия Боязливость Задержка эмоционального и психического развития Сверхконтроль Агрессия, антисоциальное, неконтролируемое поведение Ссксуализированное поведение
Младшие школьники Страх Невротическое и общее психическое заболевание Агрессия Ночные кошмары Школьные проблемы Гиперактивность Регрессивное поведение
Подростки Депрессия Уходы из дома Суицидальное и самоповреждающее поведение Соматические жалобы Противозаконные действия Побеги из дома Аддиктивное поведение Проституция

детей (социальные сироты), оставшихся без попечения одного ш обоих родителей в связи с лишением их родителей родитель-жих прав и находящихся на государственном интернатном обес­печении или под опекой лиц, которые не в состоянии в полной мере обеспечить жизненно необходимые потребности детей в их физическом и психосоциальном развитии;

детей с асоциальным (криминальным) поведением, не до­стигших возраста уголовной ответственности и нуждающихся в принудительных мерах воспитательного воздействия;

детей, находящихся в особо трудных условиях (в семьях бежен­цев, переселенцев, безработных, одиноких несовершеннолетних матерей).

Другая область отношений, в которой происходит социализа­ция личности, — сфера образования и интернатных учреждений. Можно выделить следующие особенности этой сферы, в силу ко­торых ребенок подвергается риску эмоционального отвержения, психологического и физического насилия.

Дети с психическими и физическими недостатками подверга­ются прямой дискриминации при включении в социальную среду. Особые условия обучения и воспитания для многих из них стано­вятся формой социальной и психологической изоляции и «изгой-ности».

Школьная среда, переживающая нарастающую дифференциа­цию программ и внедрение элитарных форм обучения, создает зоны повышенной конфликтности между сверстниками различ­ных социальных групп. Это приводит к повышению агрессивности в системе межличностных отношений.

Рост социального сиротства сопровождается вытеснением де­тей из неблагополучных семей на улицу, сокращением базы досу­га, доминированием культа «успеха через насилие». Большая группа детей находится в условиях криминального окружения. Она во­влекается в преступную деятельность, подвергаясь тем самым риску различных форм насилия.

Таким образом, наблюдается рост факторов, существенно уве­личивающих риск насилия.

Насилие может быть частью любых отношений. Оно может про­изойти между совсем незнакомыми и долго живущими вместе людьми. В случаях совершения насилия над детьми чаще всего ви­новником является человек, которого ребенок хорошо знал и до­верял ему. По оценкам специалистов, от 25 до 75 % виновников насилия над детьми — их родственники. Часто они используют в своем влиянии на ребенка подкуп, шантаж, угрозу, физическую расправу. В случаях домашнего насилия ребенок не чувствует опас­ности и страха, часто не обращается за помощью, страдает от самого факта насилия и от предательства близких людей.

Жертва насилия — это любой человек, который вовлекается в отношения путем насилия, давления, обмана. Однако стати­стика свидетельствует о том, что наибольшее количество наси­лия совершается в отношении детей и молодежи. Объясняется это физиологическими и социально-психологическими особенно­стями подростков: меньшей физической силой, большей пси­хологической уязвимостью, социальной и моральной зависимос­тью от взрослого.

Определенную роль в формировании «комплекса жертвы» иг­рают социальная изоляция, социальная незащищенность, страх перед будущим в условиях нестабильности общества. Прирожден­ных жертв не существует, но приобретенные человеком физиче­ские, психические и социальные свойства и качества (пассивность, трусость, внушаемость, нестойкость, некритичность поведения, робость, неуверенность в себе и др.) могут сделать человека жерт­вой преступления.

В большинстве случаев человека, совершившего насилие, отлича­ет потребность доминирования над окружающими, а способом

подчинения себе является жестокость. Он бессознательно стре­мится к таким видам деятельности, которые дают возможность удовлетворить эту потребность. Совсем незначительная часть на­сильников имеют психические заболевания. Гораздо больше встре­чается лиц с акцентуированным характером. По данным специа­листов, среди насильников психопаты составляют 49,7 %, алко­голики — 50,8, олигофрены — 36, лица с органическими заболе­ваниями центральной нервной системы — 63 %.

Оказание психологической помощи жертвам насилия.Психоло­гическая помощь детям и подросткам, пережившим насилие и жестокость, должна быть направлена на возможно полное устра­нение их последствий и принятие мер по прекращению насиль­ственных действий.

Эта работа включает меры профилактического, диагностиче­ского и коррекционно-терапевтического характера. Специалисты выделяют ряд особенностей такого рода помощи:

а) полное признание основных прав детей и подростков: на жизнь, личную неприкосновенность, защиту и достойное суще­ствование;

б) анонимность и конфиденциальность, повышающие вероят­ность обращения жертв насилия за помощью.

Для оказания эффективной помощи пострадавшему нужна пол­ная и всеобъемлющая информация о нем и обстоятельствах его жизни.

Цель психологической помощи жертве насилия состоит в умень­шении отрицательного влияния пережитой им травмы на его даль­нейшее развитие, предотвращение отклонений в поведении, об­легчение реадаптации в обществе..

Исходя из этих целей, психолог" решает следующие тактиче­ские задачи:

оценивает уровень психического здоровья жертвы насилия и определяет показания к другим видам помощи;

изучает индивидуально-психологические особенности ребенка с целью более адекватного их использования для решения воз-[никших проблем;

мобилизует скрытые психологические ресурсы ребенка, обес-, печивающие самостоятельное решение проблем;

осуществляет коррекцию личностных дисгармоний и социаль­ной дезадаптации;

выявляет основные направления дальнейшего развития лично­сти;

привлекает других членов семьи, родственников, сверстников, доверенных и референтных лиц к оказанию психологической под­держки пострадавшему ребенку.

Психодиагностическая работа.Проводя психодиагностику, пси­холог выбирает методы исследования в зависимости от конкрет-

ной ситуации, особенностей ребенка, вида насилия и т.д. Наибо­лее информативными являются следующие методики:

1) психодиагностический опросник А. Е.Личко для определе­ния типа акцентуаций характера и наличия психопатических про­явлений;

2) цветовой тест М. Люшера для определения актуального пси­хоэмоционального состояния жертвы, ее потребностей, страхов, уровня стресса и других индивидуальных характеристик;

3) шкала уровня субъективного контроля Д. Роттера для ис­следования типа поведения и характера локализации ответствен­ности;

4) рисуночные тесты «Дом —дерево —человек», «Кинетический рисунок семьи», «Несуществующее животное», методика неокон­ченных предложений для определения зон психологического кон­фликта, сфер наибольшей тревоги, враждебности и эго-состоя-ний жертвы насилия.

Психологическое консультирование. Показаниями к психоло­гическому консультированию являются: самостоятельное обраще­ние ребенка или подростка; их направление родителями, опеку­нами, педагогами или представителями других организаций; при­глашение пострадавшего самим психологом.

Первый вариант является наиболее предпочтительным в связи с наличием осознаваемой проблемы и мотивации. В других случаях требуется дополнительная предварительная работа по снятию тре­воги, беспокойства, страха и связанных с ними психологических защит.

Основным методом психологического консультирования явля­ется интервью. С помощью специальных вопросов и заданий, рас­крывающих актуальные и потенциальные возможности личности жертвы насилия, психолог продвигается во взаимодействии с кли­ентом от достижения принятия личности консультанта и ситуа­ции интервью к сбору информации о возможных альтернативных путях и способах решения проблемы..

Во время интервью психолог может использовать другие извест­ные методы, содействующие активности, смене чувств и пережи­ваний, демонстрирующие жертве насилия безусловное принятие ее личности, безоценочное отношение. Часто эти результаты до­стигаются через различные варианты слушания клиента (Т. Гор­дон):

1) пассивное слушание (тишина): мощное невербальное сред­ство, позволяющее ребенку почувствовать вн-имание к его лично­сти и проблемам;

2) реакция подтверждения, признания услышанного: осуществ­ляется с помощью вербальных реплик и невербальных приемов (кивание головой, наклон вперед, улыбка, нахмуривание бро­вей и др.);

3) «открывание дверей»: специальные вопросы или замечания, позволяющие ребенку быть более открытым, поощряющие его высказывания;

4) активное слушание: с помощью перефразирования услышан­ного психолог уточняет свои гипотезы и декодирует информацию клиента;

5) «отражение чувств»: метод передачи сопереживания и по­нимания (К. Роджерс). При его использовании психолог становится своеобразным зеркалом чувств ребенка, помогает ему их осознать и вербализовать; тем самым он содействует их эмоциональному отреагированию;

6) обучение сублимации: выражение чувств в безопасной, соци­ально-приемлемой и потенциально-творческой форме;

7) интерпретация: это основа психологических методов воз­действия, в результате которых ребенок или подросток получает новое видение ситуации на основе теории или личного опыта пси­холога. Человек открывает для себя альтернативное видение ре­альности, отличающееся от картины, которую он сам себе пред­ставлял;

8) директива: психолог ясно пбказывает консультируемому, какое действие считает для него -желательным, и предполагает, что ребенок выполнит его указания;

9) самораскрытие: психолог делится личным опытом и пере­живаниями, показывает, что способен разделить нынешние чув­ства собеседника. Высказывания психолога построены на «Я-пред-ложениях»;

10) обратная связь: психолог дает возможность человеку по­нять, как (каким) его воспринимают со стороны, дает конкрет­ные данные для позитивного или уравновешенного самовосприя­тия. Метод имеет особое-значение для подростков в связи с нали­чием у них многочисленных проблем и комплексов, усугубляемых комплексом жертвы насилия;

11) логическая последовательность: психолог объясняет ребен­ку последствия мышления и поведения: «Если будешь..., то бу­дет...». Метод дает возможность для рефлексии своих действий и переживаний, способствует развитию рефлексивного поведения и принятия самостоятельных решений;

12) пересказ: повторение сущности ситуации клиента и его мыс­лей психологом, которое активизирует обсуждение проблемы и улучшает ее понимание обеими сторонами;

13) резюме: используется в конце консультативной беседы для суммирования суждений клиента и выводов психолога. Метод спо­собствует прояснению результатов беседы и помогает перенести их в реальную жизнь.

В работе с подростками, пострадавшими от насилия, целесо­образно использовать «телефон доверия» как одну из наиболее

адекватных форм психологической помощи. Она обеспечивает ано­нимность, искренность, снимает страх унижения и различных санкций, дает возможность подростку прервать контакт, если он нежелателен.

«Телефон доверия» предоставляет возможность использовать волонтеров-подростков, хорошо знающих подростковую субкуль­туру и специально подготовленных к этой работе. Роль таких кон­сультантов состоит в помощи подростку в идентификации про­блемы, вербализации негативных эмоций, определении источни­ков угрозы, установлении здоровых сохранных сторон личности потерпевшего, выявлении круга лиц, которые могли бы его под­держать в критической ситуации.

Психотерапия в случаях насилия.Психотерапевтическая помощь строится с учетом следующих обстоятельств:

1) особенностей личности и психического состояния ребенка или подростка;

2) вида перенесенного насилия и способности ребенка осо­знать его сущность;

3) глубины и тяжести переживания факта насилия;

4) психологических последствий:

закрепления личностных форм реагирования на насилие и пред­расположенности к виктимизации;

формирования на основе неотреагированного психотравмати­ческого опыта устойчивых невротических состояний, депрессий, психосоматических заболеваний, нарушений социальной адапта­ции, сложностей вступления в брак и т.д.; - -

отклоняющегося и делинквентного поведения.

Учитывая перечисленные выше обстоятельства, психотерапев­тическую помощь можно проводить в следующих направлениях:

ребенок и подросток — жертвы насилия (индивидуальная и групповая психотерапия);

семья и близкое окружение жертвы насилия (семейная и груп­повая психотерапия);

школьный коллектив и группа сверстников (групповая психо­терапия);

педколлективы, общественные организации, правоохранитель­ные органы (психопрофилактика).

Индивидуальная психотерапия проводится х детьми и подрост­ками, находящимися в кризисном состояний. Ее основными зада­чами являются: преодоление отчужденности, нейтрализация аф­фективного состояния через создание атмосферы принятия, до­верия, безопасности, а также путем привлечения ресурсных со­стояний через использование гипносуггестивных методов.

На первом этапе могут применяться рациональная пси­хотерапия, методы эриксоновского гипноза, гештальттерапии и нейролингвистического программирования.

После установления доверия, воссоздания значительного лич­ностного ресурса возможен переход к второму этапу. Его за­дача состоит в выявлении основного психологического конфлик­та и отреагировании травматических переживаний.

Отреагирование через осознание проблемы происходит у под­ростков с высоким уровнем самосознания и рефлексии. Для детей чаще всего используется психодраматическое проигрывание трав­матических ситуаций через арттерапию, телесно-ориентирован­ные техники, игровую терапию.

Для подростков с высоким напряжением внутреннего конф­ликта это может быть отреагирование путем гипноанализа или соприкосновение с травматическим опытом в состоянии терапев­тического транса. Это всегда очень тонкая и ответственная тера­пия, так как отреагирование травматической ситуации может происходить лишь при наличии достаточного личностного ре­сурса. В противном случае повторное переживание событий лишь усилит психотравму.

Подросток, не имеющий достаточного личностного ресурса, может вывести проблему на уровень осознания и с помощью пси­холога произвести переориентирование с кризисного пережива­ния на позитивные направления. ■

После отреагирования травматического опыта или позитивной переориентации основной проблемы у клиента высвобождается достаточно сил, которые следует направить на поднятие само­оценки, формирование доверия к себе, уверенности в своих си­лах и конструирование новых способов поведения и решения конф­ликтов, выработки активности в борьбе со злом.

Острое кризисное состояние может длиться от одного до двух месяцев. В этот период жертвы ^насилия особо нуждаются в психо­терапевтической помощи^ В групповых формах эта поддержка нуж­на в более поздние периоды.

На третьем этапе применяются терапия творческим са­мовыражением, сказкотерапия, ролевые игры, трансактный ана­лиз и групповая психотерапия.

Групповая психотерапия детей и подростков показана в случа­ях, когда контакт установлен и пострадавший способен говорить о волнующих его темах. Это может произойти после индивидуаль­ной психотерапии или «телефона доверия», когда снимается аф­фективная острая симптоматика.

Обычно группа формируется из подростков, имеющих анало­гичные проблемы. Именно в такой группе они могут обрести по­нимание и сочувствие, ощутить себя в своей среде, рассказать о своих переживаниях, услышать опыт других, попробовать новые модели поведения, не боясь осуждения. В группе вырабатываются новые способы адаптации, саморегуляции и самоконтроля, появ­ляются новые отношения. Группа оказывает психологическую под-

держку и может дать толчок к изменению самооценки, повыше­нию уверенности в себе.

Группа может быть постоянно действующей, открытой или закрытой. По содержанию это может быть:

• психодинамическая группа, целью которой является созда­ние атмосферы поддержки и доверия, осознание и отреагирова­ние собственных проблем, делающих подростков жертвами наси­лия; формирование новых способов поведения в ситуациях наси­лия; сопротивление злу; повышение самооценки и раскрытие творческого потенциала;

• группа ролевого тренинга, направленного на отработку ро­левых ситуаций в общении со взрослыми и сверстниками, осознание своей роли (жертвы) с возможностями ее измене­ния;

• группа тренинга общения, направленного на формирование конструктивного общения, партнерских способов решения жиз­ненных ситуаций, способов социально-психологической адапта­ции в различных условиях;

• группа телесно-ориентированной терапии, имеющей целью снятие телесных зажимов и отреагирование травматического опыта через тело;

• группа терапии творческим самовыражением (рисунок, леп­ка, танец), направленной на раскрытие внутреннего потенциала иотреагирование травматического опыта через творчество;

• группы игровой психотерапии, в которых ребенок может раз­решить свои сложные личностные проблемы и преодолеть аффек­тивные состояния.

Возможны различные сочетания тех или иных сторон группо­вой работы с включением элементов тех или иных техник или следованием одной стратегии в психотерапевтической работе. Важ­ным результатом психотерапии является способность ребенка са­мостоятельно существовать и активно реагировать в возможных ситуациях насилия.

Семейная психотерапия показана в техслучаях, когда необхо­димо помочь семье справиться с кризисным состоянием, или при коррекции семейных отношений, если близкое окружение явля­ется источником насилия. Психолог, взявший на себя роль по­мощника семьи, должен осознавать меру ответственности за свое вмешательство и быть готовым к натиску агрессии и деструктив-ности при нарушении ее стереотипов. В психотерапию включают­ся все поколения семьи, участвующие в воспитании. В процессе психотерапии должны решаться личностные проблемы членов семьи и проблемы семейного воспитания.

Целью семейной психотерапии является помощь семье в осо­знании насильственных способов воздействия на ребенка и по­пытка формирования иных, более конструктивных способов вза-

имодействия. Необходимо научить родителей любить детей таки­ми, какие они есть. В любом случае семейная терапия проводится с участием ребенка.

Психопрофилактика насилия.Психопрофилактикой насилия может служить работ а психолога с родителями и педагогами по осо­знанию источников жестокости и жестокого обращения с детьми и подростками. Необходимо разъяснять их опасность и повышать ответственность за любого рода антигуманные и насильственные действия по отношению к растущей личности. Следует знакомить участников образовательного процесса с. правами жертв насилия и способами предупреждения виктимного поведения.

Профилактическую задачу решает и специальная работа по коррекции агрессивного поведения детей и подростков, которые, как правило, сами являются жертвами насилия. Будучи жертвами на­силия в каких-то сферах микросреды, они становятся насильни­ками в школах, участвуют в криминогенных группах, совершают насильственные и противоправные действия.

Важное место в профилактике насилия занимает деятельность по предупреждению ситуаций насилия.^ Следует обучать детей и под­ростков безопасному поведению, усиливать возможности их са­мозащиты, снимать комплексы неполноценности как основу вик­тимного поведения.

В обществе должны разрабатываться и функционировать соци­альные программы профилактики жестокости:

образовательные программы для детей и подростков;

образовательные программы для педагогов и родителей, дру­гих взрослых, работающих с молодежью;

специальные программы в масс-медиа, демонстрирующие здо­ровые человеческие отношения;

борьба с засилием продукции, изобилующей аверсивными сти­мулами, демонстрирующей насилие и жестокость;

«телефоны доверия», специальные кризисные центры, убежи­ща и приюты для реабилитации жертв насилия и др.





Дата добавления: 2015-10-13; просмотров: 4495; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10337 - | 7995 - или читать все...

Читайте также:

 

34.239.172.52 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.015 сек.