Если вы обратили внимание, весь разговор четко укладывается в универсальную схему коммуникативной схватки:
ЗАХВАТ | Первичный контакт | Первичный контакт: поздоровались | ||
Определение поля и условий схватки | Обустройство ситуации: сели адекватно теме разговора, создали нужную атмосферу, пристройки общего плана | |||
ЗАХВАТ | Привлечение и фиксация внимания | Тезис: «Вопрос о зарплате» | ||
Депотенциализация противника | Тематическая пристройка и подготовка почвы: «Фирма мне много дала, я дал тоже фирме много» | |||
ПРИЕМ | Удар (прием) | Проблема: «Собрался жениться, а тут выгодное предложение» | ||
Латентный период (дымовая завеса) | Туман, журчание, направление к решению: «Уходить от вас не хочу...» | |||
Коридор для отхода | Довесок: «Готов работать больше!» | |||
Толчок и помощь в полете | Финальные требования: «Мне надо столько и с такого срока» | |||
ФИКСАЦИЯ | Пресечение попыток увернуться | Отбивка атак: «Техника заезженной пластинки» | ||
Фиксация итогов | Фиксация договоренностей | |||
Завершение контакта | Позитивное завершение: благодарность | |||
Распоряжение, которое будет выполнено
|
|
Воспользовавшись универсальной схемой, совершенно аналогично можно простроить структуру эффективного распоряжения. Итак,
• если вы — шеф и даете задание подчиненному,
• если вы в рамках общих договоренностей даете задание своему коллеге,
• если вы даете задание своему ребенку (жене, мужу и другим близким людям),
то как дать задание эффективно? Вы знаете, что это не такое простое дело, и по крайней мере на ваш вопрос: «Ну что, задание дал? Все сделано?» — вы не раз слышали ответы типа:
- Ага, с ним, пожалуй, договоришься!
- Да, но нервы он потрепал... С ним без скандала невозможно!
- Я сказал, а он не сделал...
- Ну сделал, правда, не совсем то.
- Ой, а я не знаю... Забыл проверить!
При этом не всегда проблема в обычной безответственности, чаще встречаются проколы скорее технического характера: распоряжение просто отдавалось «не так». Что такое «Не так!»? Понаблюдав суть и детали, часто можно сказать, что:
• Нет ПРИСТРОЙКИ.
• Некачественное ВЕДЕНИЕ.
Иногда можно заметить и сформулировать недостатки в другой терминологии:
• Не произведен ЗАХВАТ.
• Слабо и фрагментарно проведен ПРИЕМ.
• Нет ФИКСАЦИИ.
Максимально подробно описать недостатки неэффективного распоряжения можно использовав универсальную схему боевой схватки, но еще лучше — сразу описать все необходимые подробности в позитиве.
• Как следует грамотно отдавать распоряжения. Итак,