Основные методы контроля следующие

1. Повседневное наблюдение помогает учителю составить правильное суждение об отношении ученика к занятиям, доступности и посильности для него учебного материала и на этой основе планировать специальную проверку его знаний.

2. Устный опрос. Предполагается три вида опроса: 1) индивидуальный опрос – вызов ученика к доске для развернутого ответа на оценку; 2) фронтальный опрос – вызов многих учащихся для ответа на вопросы, требующие небольшого по объему ответа: 3) уплотненный (комбинированный) опрос – вызывается для проверки одновременно несколько учеников, из которых один отвечает устно, а остальные по указанию учителя выполняют письменные или практические задания по карточкам, по учебным пособиям.

3. Проверка письменных работ. Сюда входят проверка тетрадей, проведение контрольных, проверка домашних работ, работа с тетрадями на печатной основе.

4. Зачеты. Это особая форма итогового учета, применяемая в старших классах. Зачетная система позволяет вести тематический учет знаний.

5. Экзамены. Это специальный метод итоговой проверки, который одновременно служит средством государственного контроля за работой каждого учителя и всей школы в целом.

СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ — способы усовершенствования эксперимента, приближающие его к безупречному. При обозначении С. К. учитывается, во-первых, та общая или частная цель, которая достигается с их применением, и, во-вторых, — общий или частный фактор, подлежащий К. (т. е. устранению или усреднению). Так, с одной стороны, любые С. К. являются в итоге К. обобщения полученных результатов и выводов, а также К. внутренней внешней валидности. С другой стороны, они выступают как С. К. основных источников нарушения валидности—ненадежности смешения, и порождающих их конкретных факторов (например, фактора времени, фактора задачи, индивидуальных различий испытуемых, эффектов последовательности проб, предубеждений экспериментатора и др.). Конкретные С. К. приводятся в словаре вместе с описанием этих контролируемых факторов. Для общей характеристики С. К. их можно организовать так.
Во-первых, С. К. могут быть непосредственно связаны с самим типом эксперимента. Некоторые источники нарушения валидности устраняются либо в результате “улучшения” реальности (например, К. систематического смешения и ненадежности в искусственном лабораторном экспериментах), либо благодаря другим преимуществам, которые дает каждый новый тип эксперимента. Не случайно поэтому некоторые виды экспериментов автор рассматривает как С. К.: многоуровневый эксперимент — К. неполноты независимой переменной и др., факторный — К, сопутствующего смешения базисной переменной при проверке гипотез с одним отношением. В корреляционных исследованиях оказывается возможным только статистический К.
Во-вторых, С. К. побочных я дополнительных влиянии, неизбежно возникающих при проведении эксперимента, является любая экспериментальная схема. В соответствии с центральным параметром классификации экспериментальных схем — основанием сравнения условий (.или уровней) независимой переменной, выделяют интраиндивидуальный, межгрупповой и кроссиндивидуальный К. О возможностях применения конкретных экспериментальных схем для К. внутренней валидности см. Последовательность, Стратегия построения групп, Распределение, Отбор, Уравнивание позиционное и др. Нужно добавить, что для К. сопутствующего смешения в лабораторных экспериментах требуются специальные схемы, не входящие в основную классификацию. С. К. внешней валидности, связанные о решением проблем соответствия привлекаемых переменных, приведены в табл. 1.
И наконец, существуют универсальные меры по К. побочных факторов, не зависящие от типа эксперимента и применяемых экспериментальных схем и названные поэтому С. первичного К. Они могут быть общими, например, выбор адекватного количества, проб, испытуемых, уровней независимой переменной,, и частными — подбор задач, предварительные меры по распределению испытуемых и т. п. Сюда же относятся и сами условия проведения любого эксперимента (см. Планирование действий, Протоколирование), а также строгое соблюдение экспериментальных процедур.

В зависимости от формы экономического контроля используются различные приемы и способы проверок.

К приемам фактического контроля относятся:

1. Инвентаризация - проверка объектов в натуре, путем осмотра, обмера, взвешивания и пересчета.

2. Лабораторный анализ - представляет собой выявление необходимых показателей качества тех или иных объектов контроля путем соответствующего (физического, химического или биологического) анализа в лабораторных условиях (например, определяют в лабораторных условиях качество шерсти, сахаристость сахарной свеклы, жирность молока и т.д.).

3. Экспертная оценка - применяется для выявления профессионального уровня и ценности выполняемых работ путем их фактической экспертизы. Этот прием контроля используется также для установления подлинности документов, записи, реальности и характера совершенных операций, зависимости между деянием и действующим лицом.

4. Очный опрос - фактическая проверка объектов контроля путем очного опроса соответствующих лиц, располагающих теми или иными сведениями об этих объектах. Разновидностью очного опроса служат допрос и очная ставка, применяемые судебно-следственными органами при расследовании дел о недостачах, гибели и хищении имущества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: