Метод наблюдения - диагностический метод, основанный на анализе непосредственно наблюдаемых поведенческих проявлений в специально моделируемой ситуации.
Наблюдение представляет собой специально организованный процесс фиксации и интерпретации поведенческих проявлений человека в реальных условиях его деятельности. Поведенческие проявления являются индикаторами, которые служат материалом интерпретации.
Испытуемый занимает привычную позицию в индивидуальной или групповой деятельности и действует наиболее свойственным ему образом.
С помощью метода наблюдения можно определить:
· умение работать в команде
· стиль взаимодействия с партнерами
· позиция в группе
· навыки организации групповой работы и самоорганизации
· особенности мышления, презентации информации
· адаптивность
· умение принимать на себя ответственность за результаты работы
· стремление к достижению наилучшего результата
· умение продуктивно действовать в нестандартной и сложной ситуации
|
|
· поведение в конфликтной ситуации и др.
Групповую работу ведет один эксперт-фасилитатор. Основные задачи фасилитатора: создание рабочей атмосферы в группе, постановка заданий группе, общее регулирование деятельности группы, а также наблюдение за поведенческими проявлениями участников. В технологии Центра оценки применяется включенное и невключенное наблюдение. В первом случае фасилитатор активен, то есть взаимодействует с объектом наблюдения: группа испытуемых, во втором случае эксперт не влияет на работу группы.
Основная задача наблюдателей - отслеживание поведенческих проявлений участников; наблюдатели, как правило, не принимают активного участия в процессе групповой работы. Групповая работа обычно фиксируется на видеопленку.
Степень достоверность данных наблюдения напрямую зависит от квалификации эксперта (экспертов).
Специальные упражнения в Центрах оценки