Тема урока | СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | ||||||||
Дата урока | |||||||||
Тип урока | Ознакомление с новым материалом | ||||||||
Цель урока | Способствовать формированию навыка составления своей родословной, представлений о семье как о частичке общества, как о первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека | ||||||||
Образовательные ресурсы | Презентации:«Семья» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusedu.ru/detail_1761.html; «Родословная Пушкиных» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org>wiki/Пушкины; «Семья и семейные отношения» | ||||||||
План урока | 1. Зачем люди создают семьи. 2. Если семья не выполняет своих обязанностей. 3. Какие бывают семьи | ||||||||
Личностно значимая проблема | История семьи – страница многовековой истории Отечества | ||||||||
методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная | ||||||||
Основные понятия | Семья, поколение, авторитет; родители, дети; права, обязанности | ||||||||
Планируемые результаты | |||||||||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |||||||
Научатся: изучать историю своей семьи; определять ее функции; характеризовать семейно-правовые отношения. Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели;анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последователь-ность действий | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания | |||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||||
Этапы урока | Время (мин) | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля | ||
I. Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | ||||
II. Акту-ализация знаний | Обсуждение эпиграфа к уроку (Приложе- ние 1). Презентация «Семья и семейные отношения» | Организует беседу по обсуждению эпиграфа к уроку: – Кого мы называем родными людьми? – Кого в этом стихотворном отрывке автор называет «родные люди»? – Что, в понимании автора, означает «душевно уважать»? – Согласны ли вы с автором? | Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение | Фронтальная работа | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение;слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | Устные ответы | |||
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Презентация «Семья». 2. Знакомство с притчей «Тепло семейного очага» (Приложение 2). 3. Беседа «Моя семья». 4. Работа со схемой «Особенности семьи» (Приложение 3). 5. Работа с учебником, с. 26–29. 6. Работа с рубрикой «Картинная галерея» и «Путешествие в прошлое», с. 30–31. 7. Знакомство с родословным древом семьи Пушкиных (презентация) | 1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию. 2. Знакомит учащихся с притчей, организует дискуссионную беседу после ее прочтения: – Что означают слова «тепло семейного очага»? – Кем создается семейный очаг? – А что необходимо, чтобы семья была счастлива? 3. Организует беседу с учащимися по вопросам: – Кто хочет рассказать о своей семье, о том, кто хранит семейный очаг в вашем доме? – Как в вашей семье проводят свободное время? – Какие хозяйственные дела выполняют совместно? – Какие прогулки совершают в выходные дни и какие любимые занятия (хобби) объединяют членов семьи? 4. Формулирует задание, организует работу учащихся над анализом схемы: – Какие функции выполняет семья? – Проанализируйте каждую функцию. – Приведите примеры. 5. Формулирует задание, организует самостоятельное прочтение текста и его последующее обсуждение по вопросам: – Какие особенности семейного объединения отмечены в тексте кодекса? – Как вы понимаете слова «семья, материнство, отцовство, детство находятся под защитой государства»? 6. Предлагает учащимся рассмотреть картину З. И. Серебряковой «Автопортрет с дочерьми» (1921) и ответить на вопросы: – Знакома ли вам такая семейная сценка? – Какие чувства испытывает мать рядом со своими детьми? – Какие чувства испытывают дети к своей матери? – Прочитайте текст В. Белова, проанализируйте слова писателя и выскажите свое мнение. – Сравните современный уклад семьи с тем, что описал В. Белов: – Что входило в обязанности хозяйки дома? – За что в семье отвечал хозяин? – Как распределяются обязанности в современной семье? 7. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию и объясняет, что такое родословное древо и поколенная роспись. На примере родословной Пушкиных учит составлять родословное древо | 1. Знакомятся с новой инфор- мацией, задают уточняющие вопросы обсуждают новую информацию. 2. Знакомятся с притчей, рассуждают, отвечают на вопросы. 3. Рассказывают о своей семье, о традициях, привычках, любимых совместных занятиях членов своей семьи. 4. Анализируют схему, высказывают свое мнение, приводят примеры. 5. Знакомятся с текстом, анализируют его, принимают участие в обсуждении вопросов, высказывают собственную точку зрения, выслушивают точку зрения одноклассников, приходят к единому выводу. 6. Рассматривают иллюстрацию в учебнике, читают текст, рассуждают, отвечают на вопросы, приводят собственные примеры. 7. Знакомятся с родословной семьи Пушкиных, делают записи в тетради, отражая построение родословного древа | 1. Индивидуальная работа. 2. Фронтальная работа. 3. Фронтальная работа. 4. Фронтальная работа. 5. Фронтальная работа. 6. Фронтальная работа. 7. Индивидуальная работа | Личностные: оценивают жизненные ситуа- ции; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки; сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество | 2. Устные ответы. 3. Устные ответы. 4. Устные ответы. 5. Устное задание. 6. Устные ответы. 7. Записи в тетради | ||
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Задания в рабочей тетради, № 1, с. 13; № 6, с. 18 | Определяет задания, нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль | Выполняют задания | Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Проверка выполнения заданий | ||
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | – Сколько поколений живет в вашей семье? – Кто такие родственники? – Кто является членом семьи? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучае-мого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке | ||
Домашнее задание | 2 | § 3; задания рубрики «В классе и дома», с. 32 | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа | ||||
Приложение 1