Уроки 4–5

Отличия человека от животного

Человек Животное
   

Волчонок Балу

Эта история произошла в Индии. Житель одной индийской деревни нашел трех волчат и… ребенка. Пойманный «волчонок» кусался, рычал, царапался, скулил, проявляя признаки поведения животного. Крестьянин и его семья, в которой стал жить Балу (что переводится как «медведь, медвежонок»), стали ухаживать за мальчиком, стараясь сделать из него человека. Но из этого ничего не вышло: Балу ел только сырое мясо, передвигался на четвереньках, по ночам выл, как волк.

Человек-волчонок прожил среди людей девять лет, но так и не стал человеком: не научился говорить, едва откликался на свое имя. Он не смог приспособиться к человеческому обществу и умер.

Известны и другие случаи, когда воспитателями детенышей человека становились павианы, медведи и даже леопарды.

Приложение 2

кому двенадцать лет, тот в детский сад…

кому двенадцать лет, тот в детский сад

ходил тысячелетия назад.

Об этом самом детстве золотом

он вспоминает чуть не со стыдом.

забыть его скорее! ведь оно

в геройской биографии пятно.

В. Берестов

Уроки 4–5

Тема урока ОТРОЧЕСТВО – ОСОБАЯ ПОРА ЖИЗНИ  
Дата урока  
Тип урока Комбинированный  
Цель урока Создавать условия для раскрытия на конкретном возрастном этапе развития человека особенностей становления его личности  
Образовательные ресурсы   Индивидуальные презентации учащихся по теме «Человек – личность»  
План урока 1. Легко ли быть подростком? 2. Отрочество – пора мечтаний. 3. Самостоятельность – показатель взрослости. 4. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. 5. Нужны ли сегодня рыцари  
Личностно значимая проблема   Все люди разные, различаются между собой девочки и мальчики, мужчины и женщины, и это очень хорошо, потому что мир становится интересным  
методы и формы обучения   Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная  
Основные понятия Личность, подросток, отрочество, взросление  
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные УУД Личностные УУД
Научатся: определять свое место среди сверстников и взрослых, понимать себя. Получат возможность научиться: анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; использует знаково-символические средства, в том числе схемы для решения задач. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи  
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА  
Этапы урока Время (мин) Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия на уроке   Универсальные учебные действия (УУД)   Формы контроля  
I. Мотивация к учебной деятельности     Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Презентация «Отрочество – особая пора»   Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися   Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать   Фронтальная работа   Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формули- руют цели урока после предварительного обсуждения   Записи в тетради  
II. Актуализация знаний     Выступление учащихся с сообщениями по теме «Биографии исторических личностей»   Организует выступления учащихся с индивидуальными сообщениями и презентациями   Выступают с индивидуальными сообщениями, обсуждают полученную информацию   Фронтальная работа   Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы   Индивидуальные сообщения  
III. Изучение нового материала 17 Чтение и обсуждение стихотворения Е. Евтушенко «Метаморфозы» (Приложение 1).   2. Задание в рабочей тетради, № 1, с. 9.     3. Работа с учеб-ником, с. 15–21.     4. Игра «Девочки и мальчики».     5. Работа с учебником: рубрики «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», с. 17–19.   6. Работа с дополнительной информацией (Приложение 2). 7. Практикум, с. 24 1. Организует прочтение стихотворения и обсуждение его по вопросам: – Почему поэт выбрал такой необычный способ рассказа о жизни людей разного возраста? – Что он хотел сказать своим стихотворением? – Что помогло поэту понять возраст человека? – Смог бы это сделать молодой поэт? 2. Организует самостоятельную работу в рабочих тетрадях, проводит выборочную проверку.     3. Организует комментированное чтение пунктов параграфа.     4. Создает игровую ситуацию: произносит фразу, которую нужно закончить. (совпадение рифм во фразе нарушает логику высказывания.) Фразы: «Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только…». «Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у…». «Коньки на льду чертили стрелочки, в хоккей играли только…». «Болтали час без передышки в цветастых платьицах…». «При всех померяться силенкой, конечно, любят лишь…». «Боятся темноты, трусишки, все, как один, они…». «Шелк, кружева и в кольцах пальчики – выходят на прогулку…». «Футболка, джинсы, набок кепочка – вы угадали – это…». 5. Знакомит с личностью Генрихом Шлиманом и репродукцией картины П. А. Федотова «Свежий кавалер». – Можно ли этого взрослого человека назвать самостоятельным, дисциплинированным, аккуратным? – Предположите, какой образ жизни он ведет. – Каким он был в детстве? – Серьезно или с усмешкой художник назвал свою картину «Свежий кавалер»? 6. Рассказывает о том, какие занятия в древности считались мужскими. 7. Нацеливает учащихся на обсуждение практических вопросов по теме урока . Знакомятся со стихотворением, отвечают на вопросы, выражают свое эмоциональное состояние от прочитанного.   2. Выполняют задание.     3. Читают и обсуждают пункты параграфа, высказывают собственную точку зрения. 4. Заканчивают фразу, высказанную учителем.   5. Слушают, обсуждают новую информацию, рассматривают репродукцию картины, отвечают на вопросы, рассуждают, делают собственные выводы.   6. Слушают, обсуждают новую информацию.   7. Аргументированно отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение 1. Фронтальная работа.     2. Индивидуальная работа.   3. Фронтальная работа.     4. Фронтальная работа.     5. Фронтальная работа     6. Фронтальная работа.     7. Фронтальная работа   Личностные: оценивают жизненные ситуации (поступки своих родных, их вклад в историю, развитие нашего государства, влияние истории на судьбы родственников) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.   Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют име-ющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем.   Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебника и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение; ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют план     1. Уст- ные ответы.     2. Задание в рабочей тетради.     3. Устные ответы.   4. устные ответы.   5. Устные ответы.   6. Устные ответы.   7. Устные ответы  
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного 7 Задания в рабочей тетради, № 5, 6, с. 10, 11 Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль Выполнение заданий в рабочей тетради Индивидуальная работа   Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради   задания в рабочей тетради  
V. Итоги урока. Рефлексия 5 Обобщение полученных на уроке сведений Проводит беседу по вопросам: – Кого называют отроком? – Почему принято считать подростковый возраст переходным? Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Фронтальная работа   Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала   Оценивание учащихся за работу на уроке  
Домашнее задание 2 § 2; Подготовка индивидуальных проектов по темам: «Особый возраст – отрочество», «Моя семья», «Моя родословная», «Досуг подростков», «Что та-кое жизненный успех», «История российского герба», «Человек – творец добрых дел» Конкретизирует домашнее задание. Распределяет темы проектов, создает творческие группы Записывают домашнее задание. Выбирает тему проекта Индивидуальная работа      
                 

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: