Пример: задачи по формированию поведения для Джереми

Долговременная цель: Улучшить навыки социального взаимодействия у Джереми и повысить уровень его социальных контактов, как дома, так и в школьном сообществе.

Время достижения: к концу учебного года.

Задача 1: К концу второго семестра Джереми сможет во время коммуникации удерживать дистанцию и не приближаться к человеку ближе, чем на 50 см без напоминания, в не менее чем 60% случаев организованного наблюдения.

Задача 2: К концу третьего семестра Джереми увеличит проявление своей инициативы в позитивных социальных контактах с другими детьми во время перемен, обеденного перерыва и отдыха, в не менее чем 60% случаев организованного наблюдения.

Задача 3: К концутретьего семестра Джереми сможет позитивно отвечать на инициативы других детей во время социального взаимодействия, в не менее чем 50% случаев организованного наблюдения.

Задача 4: К концу учебного года Джереми выберет себе не менее двух форм занятий по интересам, предлагаемых в школе и по месту жительства (м.б. спортивный клуб, скаутинг, клуб по интересам), и будет принимать участие не менее чем в 70% мероприятий, проводимых этими организациями.

Вы можете обратить внимание, что задачи 2 и 3 впрямую соотносятся с приоритетами, которые были определены в «Постановке задач по формированию поведения», например, в пункте 2. Эти задачи отражают двусторонний процесс социального взаимодействия, что и было учтено в данном случае группой поддержки планирования. Обратите внимание на то, что формулировки задач очень точные, с использованием процентного соотношения успешных и неуспешных случаев выполнения каждой задачи. Такое точное указание процентного соотношения не является строго необходимым, но его стоит использовать как инструмент измерения прогресса, а прогресс, который можно измерить – это очень полезное дело! В случае с Джереми, его группа поддержки планирования решила, что 50-60% успешного выполнения задач в ситуации специально организованного наблюдения – это вполне реалистический количественный показатель. В отдельных случаях термины, используемые в формулировках задач по формированию поведения, нуждаются в дополнительных определениях. Так, в случае Джереми, термин «позитивный» используется в определении характера социальных взаимоотношений. Эти дополнительные формулировки, зачастую, бывают необходимы не только для некоторых участников группы, но и для самого ребенка, такого как наш Джереми, например, поскольку точно дают ему понять, что это такое, и какие ожидания заложены в этом термине. Подобные дополнительные определения могут быть оформлены в виде сноски внизу листа, где сформулированы задачи по формированию поведения. Например: «Позитивное социальное взаимодействие означает, что общение проходит в дружелюбной манере, с приветливым выражением лица, это общение носит двусторонний характер и происходит с использованием вежливых фраз и выражений, таких как «спасибо», «благодарю» и т.д. Агрессивный физический контакт, присвоение обидных кличек, крики и оскорбления не могут быть рассмотрены как «позитивное социальное взаимодействие».

Чётко сформулированные задачи по формированию поведения помогают раскрыть, сделать более ясными те действия, которые необходимо совершить, чтобы достичь долговременных целей. И уж если мы упомянули количественные показатели, то нужно выяснить, как их следует применять для измерения прогресса в обучении. А это уже дело индикаторов достижений.

ИНДИКАТОРЫ ДОСТИЖЕНИЙ

Индикаторы достижений необходимо сформулировать и обозначить в индивидуальной программе обучения, прежде всего для того, чтобы определить направление процесса измерения достижений. Индикаторы показывают, какие инструменты, и какие методы проведения измерения результатов по формированию позитивного поведения будут использоваться, какие временные параметры будут заложены в этот процесс. В зависимости от контекста, для каждой задачи может использоваться один или более индикаторов. Определение индикаторов достижений предъявляет требования к группе поддержки планирования, поскольку требует от неё концентрации на определении стратегии проведения измерений ещё до того, как начнётся процесс реализации индивидуальной программы. Эти индикаторы могут быть чрезвычайно полезными и для учителей классов, обычно очень загруженных своей работой в классе. Вместо того чтобы начинать в спешке разрабатывать эти индикаторы достижений во время напряжённой работы в классе, предварительно установленные индикаторы могут всегда быть у учителя под рукой, какими бы сложными и «требовательными» по отношению к ученику эти индикаторы не были.

______________________________________________________________________________

6.4: Разработка индикаторов достижений

При разработке индикаторов достижений следует принять во внимание:

· Наличие стандартизированных инструментов оценки (например, доступных для использования стандартных тестов), которые можно будет применить в индивидуальной программе обучения, или группе поддержки планирования потребуется разработать оригинальные индикаторы достижений. Возможно ли использовать данные наблюдения в проведении сбора данных для индивидуальной программы.

· Как часто будет проводиться процедура измерения прогресса

· Кто будет ответственным за проведение измерений и оценки

· Какой период учебного времени будет использоваться для проведения измерения

______________________________________________________________________________

При разработке индикаторов достижений очень важным является определение технологий проведения оценки, и это мы уже обсуждали в Главе 4. Если основные, базовые данные не были получены во время проведения предварительной оценки, то эту процедуру обязательно следует провести до начала учебного процесса по индивидуальному плану. Это позволит вам сравнить данные, полученные до начала внедрения плана, и после того, как начнётся обучение с использованием индивидуального планирования, и увидеть каков же на самом деле прогресс в обучении этого особого ребёнка.

Индикаторы достижений в решении задач по формированию позитивного поведения для Джереми могут выглядеть следующим образом:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: