Пример: долговременные цели для Джереми

1.Улучшение у Джереми практики социального взаимодействия и повышение уровня его социальных контактов как дома, так и в школьном сообществе. Время достижения – к концу года.

2. Создание условий для развития у Джереми его художественных способностей и навыков. Время достижения – к концу года.

3. Улучшение у Джереми уровня развития крупной моторики и навыков свободного передвижения в пространстве. Время достижения – к концу второго семестра.

Как можно заметить, долговременные цели, определённые для Джереми, точно соотносятся с теми приоритетами, которые выработала группа поддержки планирования. Количество этих целей вполне реалистично, сформулированы они ясно и понятно, и отражают потребности Джереми. Также установлены конкретные сроки достижения поставленных целей. Одна из сформулированных целей отражает как раз подход, основанный на использовании «сильных сторон» личности ребёнка, но и другие цели также сформулированы в позитивном ключе. В заключение работы по определению долговременных целей, следует соотнести их с теми ожиданиями и планами на будущее, которые были уже сформулированы прежде для этого ученика. Если мы сравним долговременные цели, поставленные для Джереми, и планы на будущее, сформулированные для него же, то мы можем увидеть, что развитие навыков социального взаимодействия (как долговременная цель), ясно соотносятся с ожиданиями и надеждами, что в будущем Джереми сможет вести активную социальную жизнь. Цель развития его художественных способностей соотносится с планами на будущее относительно его возможной карьеры в качестве художника, поскольку у него есть и талант, и любовь к искусству. И это тоже показывает, что фокус в определении целей лежит в направлении сильных сторон личности ребёнка. Цель повышения мобильности и свободы передвижения соотносится с ожиданиями, что Джереми сможет вести более независимую самостоятельную жизнь. Таким образом, каждая из этих целей помогает достичь жизненных планов в отношении Джереми и его будущего.

Задачи по формированию поведения

Задачи по формированию поведения основываются на тех долговременных целях, которые были выработаны для ученика, и они показывают, какие действия следует предпринять, чтобы достичь этих целей. Постановка таких задач основывается на теоретических положениях бихевиоризма, как, например, в работах Уотсона и Скиннера. По своей природе эти поведенческие задачи достаточно кратковременные, и их выполнение рассчитано на период от нескольких дней до нескольких месяцев, в зависимости от ребёнка и контекста образовательного процесса. Термин «поведенческий» в данном случае означает, что ребёнок может реально сделать что-то, что позволит сказать: «да, эта задача действительно выполнена».

Кроме того, эти задачи должны быть очень ясными, точными и измеримыми. По сравнению с долговременными целями, эти задачи должны быть определены в терминах «что ребёнок должен уметь делать». Разрабатывая задачи по формированию адекватного поставленным целям поведения, мы невольно подвергаем проверке правильность постановки этих долговременных целей, и это также очень важно! Участникам группы поддержки планирования следует постоянно спрашивать себя: «Каким образом ребёнок сможет продемонстрировать то, что долговременная цель им достигнута»? Ответом на эти вопросы и станут задачи по формированию позитивного поведения, решая которые, ребёнок продвигается к выполнению долговременных целей. Как и в случае с долговременными целями, мы не рекомендуем ставить множество задач одновременно. Пусть их будет столько, сколько возможно реально выполнить за учебный год. В качестве основного правила, мы рекомендуем придерживаться положения, что для достижения одной долговременной цели следует поставить не более четырёх задач, а если это возможно, стоит ограничиться и тремя задачами. Для Джереми эти задачи были сформулированы следующим образом:

Пример: постановка задач по формированию поведения для Джереми:

Имя ученика: Джереми Х.

Долговременная цель «Улучшение у Джереми практики социального взаимодействия и повышение уровня его социальных контактов, как дома, так и в школьном сообществе. Время достижения – к концу учебного года.

Что необходимо сделать, чтобы достичь этой долговременной цели?

  1. Нужно научить Джереми уважать социальное пространство другого человека.
  2. Нужно научить Джереми лучше опознавать те случаи, когда он может позитивно взаимодействовать со своими одноклассниками.
  3. Необходимо, чтобы Джереми больше участвовал в жизни школьного сообщества вместе со своими одноклассниками.

После того как группа поддержки планирования определит, какие задачи необходимо решить, чтобы достичь тех или иных долговременных целей, необходимо провести дальнейшую оценку того, насколько соотносятся эти задачи, определённые для ученика, и, непосредственно сам ученик, его потребности. Мы уверены, что наилучшим способом это можно сделать, используя технологию анализа задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: