Пример: индикаторы достижений для Джереми

Цель: Улучшить навыки социального взаимодействия у Джереми и повысить уровень его социальных контактов, как дома, так и в школьном сообществе.

Время достижения: к концу учебного года.

Задача 4: К концу учебного года Джереми выберет себе не менее двух форм занятий по интересам, предлагаемых в школе и по месту жительства (м.б. спортивный клуб, скаутинг, клуб по интересам), и будет принимать участие не менее чем в 70% мероприятий, проводимых этими организациями.

Индикаторы достижений: к концу первого семестра Джереми будет участвовать в работе двух клубов по интересам. У Джереми будет календарь событий каждого из этих клубов, и Джереми сможет (под наблюдением родителей) вести записи о том, когда и какие занятия в клубах он посещал, или не посещал (с указанием причины). Для выполнения этой задачи Джереми будет посещать не менее 70% мероприятий, проводимых в каждом клубе. Джереми будет еженедельно вести дневник посещений этих занятий, где будет кратко (не более 3-4 предложений) описывать своё участие в работе клуба на каждом занятии.

Обратите внимание, что для измерения прогресса в решении задач по формированию позитивного поведения Джереми могут использоваться различные техники и приёмы. Сами же индикаторы фокусируют или намечают то, какие группы данных должны быть собраны для измерения прогресса, кем, где и когда. Источниками данных могут быть самые разнообразные ресурсы, включая дневники и самооценивание.

ИНКЛЮЗИВНЫЕ СТРАТЕГИИ И ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ

Если вы поэтапно работали над составлением индивидуальной программы обучения, и последовательно двигались в направлении, которое мы очертили в этой книге, то у вас уже должен появится точно и всесторонне составленный набор целей и задач относительно того или иного ученика с особыми образовательными потребностями. Контрольный список, приведенный в 6.5., поможет вам убедиться, что все этапы составления программы последовательно и без пропусков вами пройдены. Краеугольным камнем теперь становится вопрос о том, как можно решать эти задачи индивидуального плана в инклюзивной образовательной среде, чтобы для решения этих задач не «выдёргивать» ребёнка из класса, в котором он постоянно обучается. Этот раздел плана служит для выработки педагогических технологий достижения целей индивидуальной программы обучения, которые необходимо применять в инклюзивной среде общеобразовательного класса. Этот раздел включает в себя разработку организации классного пространства, формирование рабочих групп на уроке, моделей обучения, связей с общим учебным планом класса. Более подробно мы рассмотрим эти темы в Главе 7, и всё, что будет разработано вами в этом направлении, обязательно должно будет войти в индивидуальную программу обучения. Форма 13 из раздела книги «Полезные материалы и формы» поможет вам наглядно отразить то, каким образом могут быть сведены в плане долговременные цели и задачи по формированию позитивного поведения, индикаторы достижений и инклюзивные стратегии обучения.


____________________________________________________________________________

6.5: Контрольный список этапов составления индивидуальной программы обучения

Вне собрания группы поддержки планирования:

  • Сбор данных, проведение оценки/ составление отчётов
  • Составление сводного результата комплексной оценки
  • Проведение общего анализа рабочих заданий после определения долговременных целей

На собрании группы поддержки планирования:

  • Работа по определению «ожиданий на будущее» и жизненных планов в отношении ученика с особыми потребностями
  • Изучение сводного результата проведённой комплексной оценки
  • Определение образовательных приоритетов для этого учащегося каждым участником группы поддержки планирования
  • Определение образовательных приоритетов для учащегося, установленных совместно всей группой поддержки планирования
  • Разработка долговременных целей
  • Постановка задач по формированию поведения
  • Запись задач по формированию поведения
  • Разработка индикаторов достижений
  • Если необходимо, сбор основных данных и результатов
  • Определение инклюзивных стратегий и подходов к обучению этого ученика
  • Определение порядка пересмотра программы

_____________________________________________________________________________

Определение времени и стратегии проведения мониторинга и пересмотра индивидуальной программы обучения

Заключительным разделом индивидуальной программы обучения является определение того, каким образом эта программа будет пересматриваться, и как будет проводиться мониторинг её выполнения. Это очень важный аспект программы, поскольку она является рабочим документом, который при необходимости может быть пересмотрен и изменён группой поддержки планирования, поэтому при составлении этого документа особенно удобно использовать компьютер, который позволит легко вносить необходимые изменения в программу. Поскольку индивидуальная программа обучения является рабочим документом, активно используемым в обучении, то её пересмотр проводится тогда, когда это необходимо. Мы предлагаем проводить это один раз в семестр, как минимум, и чем чаще вы пересматриваете эту программу, тем более эффективной она будет. Предполагаемые сроки пересмотра и мониторинга программы фиксируются специальным образом, но, при необходимости, собрания по пересмотру программы могут проводиться чаще, чем это определено ранее. Перед проведением собрания группы по пересмотру программы, следует подготовить оценку её реализации в текущее время. Если цели и задачи, поставленные в программе, достигнуты ранее предполагаемого срока, группе поддержки планирования следует разработать новые цели и внести их в документ.

Самый последний вопрос, который группа поддержки планирования должна задать себе, звучит так: «Какие изменения необходимы в дальнейшем?». В некоторых случаях, упомянутых ранее, необходимость изменения программы может быть вызвана успешным достижением ребёнком целей и задач. В других случаях от сформулированных в начале целей и задач необходимо отказаться в пользу других, более достижимых целей. Продолжение работы по достижению таких не модифицированных целей приводит к тому, что, несмотря на значительные траты времени, ребёнок не достигает прогресса в обучении, а работа учителей становится непродуктивной. Продолжение работы в областях, в которых нет успеха и достижений, может привести к тому, что самооценка ребёнка начнёт снижаться.

_____________________________________________________________________________

6.6: Недостаточный прогресс?

Если за обозначенный в программе период времени не удаётся достигнуть прогресса в обучении, группе поддержки планирования следует обратить внимание на следующие моменты:

  • цели и задачи с самого начала могли быть неправильно определены
  • произошла переоценка ожидаемого уровня достижений
  • достаточно ли было времени для обучения и практики
  • существуют трудности с оценкой прогресса
  • насколько соответствовали ситуации те педагогические стратегии, которые использовались при обучении
  • насколько соответствовали ситуации те материалы, которые предлагались учащемуся
  • насколько важными для ребёнка были поставленные цели и задачи.

_____________________________________________________________________________

В этой главе обсуждалось, каким образом следует вести работу по составлению индивидуальной программы обучения. Поскольку такой план может быть важным инструментом, помогающим учителю сфокусироваться на потребностях и нуждах ребёнка с различными возможностями, его не следует использовать в отрыве от остального класса и общего учебного плана. Каким образом можно встроить индивидуальную учебную программу в общий план работы класса, станет предметом обсуждения в следующей главе.


Ключевые термины шестой главы:

Индивидуальная программа обучения Составленный и записанный специальным образом план, сфокусированный и акцентированный на основных проблемах обучения ребёнка в определённый период времени.

Группа поддержки планирования Коллектив компетентных сотрудников школы, включённых в работу по составлению индивидуального плана, включая самого ученика. Участники группы способствуют проведению адекватной оценки ученика и внедрению индивидуальной программы обучения.

Формулирование ожиданий на будущее и жизненных планов ученика

Короткое сообщение, предваряющее индивидуальную программу обучения, которое рисует, в самом общем смысле, дальнейшие перспективы жизни этого ребёнка, надежды и ожидания на будущее.

Сводный результат проведённой оценки Суммарный результат всех видов проведённой оценки, которая осуществлялась перед собранием группы поддержки планирования.

Задачи по формированию поведения Задачи, выполнение которых ясно демонстрирует, что ребёнок решил эту задачу

Анализ заданий Процесс, в ходе которого сложные образовательные задачи разбиваются на более простые компоненты, которые осваиваются, пока более сложная задача не будет успешно решена.

Гл. 7. РАЗРАБОТКА УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

В предыдущей главе рассказывалось о планировании и организации наблюдения за ходом выполнения индивидуального учебного плана, составленного для того или иного учащегося с особыми образовательными потребностями. Но, если признать, что индивидуальные планы помогают «держать руку на пульсе» и следить за эффективностью получаемых результатов обучения, они окажутся бесполезными, если не будут включены в повседневный учебный процесс класса. Планы индивидуальных программ обучения не должны идти в отрыве от основного учебного процесса. В этой главе речь пойдет о включении целей и задач индивидуальных программ в основной учебный процесс. Кроме того, в ней рассказывается о том, какие изменения в составе учебных пособий необходимы для реализации инклюзивных подходов, и приводятся советы, призванные помочь в структуризации учебного процесса и адаптации его расписания для всех учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: