Процессы

В работе «Извлечение уроков из опыта», Бион (1962b) разбирает альфа функцию на различные факторы 18 и отводит главную роль спосбности мечтать, которая "является фактором альфа функции матери" (с. 36), а также выражением любви к своему ребенку через ее "прием проективных идентификаций младенца, ощущаются ли они младенцем хорошими или плохими" (с. 36). Бион рассматривает это утверждение в качестве "модели переваривания"19 (с. 42) альфа функции, в которой "[используется] пищеварительная система в качестве аналога для процессов мышления" (с. 62). Соответственно, благодаря своей способности мечтать (фактор альфа функции) мать преобразует «сырой» (Ferro, 2005) эмоциональный опыт (β элементы) – в психически усвояемые кусочки (α элементы), которые неразвитая психика младенца может поглотить, не чувствуя себя угнетающе подавившейся некоторым инородным телом, слишком большим, чтобы его проглотить. Материнская мечтательность также, по всей видимости, влечет за собой, при доминирующем влиянии депрессивной позиции, способность спонтанно связывать воедино разрозненные элементы в избранный факт, что образует последовательный рассказ. Со временем, ребенок интроецирует альфа функцию своей матери, и связанную с этим способность мечтать, которая образует ядро его самостоятельно развивающейся20 способности к усвоению опыта.

Только на последних нескольких страницах работы «Извлечения уроков из опыта», Бион вводит понятие контейнера и контейнируемого вместе с интерсубъективным (Браун, 2009, 2011a) взглядом на отношения между двумя людьми, которые я назвал моделью порождения (a procreative model) а Sandler (2000) – «репродуктивной» точкой зрения. Интересно, что Бион решает представить контейнер знаком «♀», а контейнируемое – «♂», подразумевая тем самым сексуальную коннотонацию (смысл – переводч.) 21, которую он позднее комментирует в работе «Attention and Interpretation» («Внимание и интерпретация») (1970):

«Использование мужских и женских символов является преднамеренным, но не должны быть понято таким образом, что иные кроме сексуальных отношения исключаются... [а имеет место] лишь сексуальная связь ♀♂» (1970, с. 106-7).

Бион дополнительно подчеркивает интерсубъективные аспекты контейнера и контейнируемого с помощью слова «сотрапезник» (сommensal) чтобы описать взаимодействие между матерью как контейнером и ребенком как контейнируемым, которое он характеризует как модель, где:

«мать получает пользу и возможность ментального роста на основе своего опыта: младенец, точно также, извлекает выгоду и растет (с. 110).

-------------------------------------------------

18 Бион (1962b) определяет фактор, как "обозначение ментальной деятельности, осуществляемой совместно с другими психическими деятельностями, что и составляет функцию" (с. 2).

19 Бион также предлагает то, что я (Браун, 2009, 2011a) называю «порождающей моделью» (procreative model) альфа функции, которая обсуждается ниже.

20 Grotstein (2007) утверждает, что альфа функция существует в зачаточном состоянии при рождении; Таким образом, интроекция материнской альфа функции – способствует, усиливает эту врожденную способность.

21В разделе «Комментарии» к работе «Second Thoughts» («Вторичные мысли») Бион (1967а) намекает на ♀♂ как на "сексуальную модель" (с. 140), но не развивает эту мысль дальше.

- 1204 -

Более того, он приводит наблюдение, которое я думаю, многие аналитики просмотрели: что ребенок инкорпорирует эту совместную сотрапезную деятельность «мышления» вместе со своей матерью, представленную в ♀♂ как ее альфа функция. Большинство авторов рассматривает происхождение альфа функции у младенца через интроекцию материнской альфа функции; тем не менее, с порождающей точки зрения, альфа функция также формируется посредством интернализации какого-либо межличностного, интерсубъективного отношения:

«Активность, которую я здесь описал как общую для двух индивидов интроецируется младенцем так, что ♀♂ устройство устанавливается у младенца как часть аппарата альфа функции» (с. 91, курсив мой).

Более того, Бион обращает внимание на общий опыт взаимного эмоционального роста и контейнера и контейнируемого; развитие, которое зависит от способности терпеть фрустрацию между матерью и младенцем и, наконец, это "Взращивание ♂♀ предоставляет основу для обучения на опыте» (с. 92).

Таким образом, открытие Бионом альфа функции представляет избранный факт, который свел вместе несколько направлений его мышления во время особенно плодотворного периода в 1958-1960 гг. Этот период последовал вслед за его сочинениями в 1950-х о шизофреническом мышлении, и это было также время, в которое он развил свою теорию сновидений, одновременно работая над своими амьенскими дневниками. Эти темы объединились в контексте брака с Франческой Бион, который, судя по всему, предоставил ему тот безопасный фон, который был ему необходим для того, чтобы иметь дело с его военной травмой, стрессами работы с психотическими пациентами и с глубоким опытом личного контейнирования. Я подозреваю, что он почерпнул из собственного индивидуального опыта и клинических встреч с психотическими состояниями ума необходимость присутствия другого контейнирующего разума для того, чтобы поглотить и изменить, посредством процесса неопределенной природы, то эмоциональное потрясение, с которым потревоженная психика не может самостоятельно справиться. Его продолжительное исследование средств, с помощью которых эта метаболизирующая операция осуществляется, – привело Биона к оценке жизненно важной роли способности матери выдерживать, принимая проекции ее ребенка, и подвергать действию их своей способности мечтать, которую он рассматривал как фактор альфа функции. Бион впервые рассмотрел этот процесс на основе пищеварительной модели, в которой «ребенок зависит от Матери, выступающей в качестве его α-функции» (Бион, 1963, с. 27) с тем, чтобы эффективно «пережевывать опыт», но позже, добавил межличностный аспект, когда он (Бион, 1962b) ввел понятие контейнера (♀) и контейнируемого (♂). ♀♂ можно рассматривать как первую пару,22 мать и ребенок, которые растут вместе, благодаря способности терпеть фрустрацию пока какой-либо смысл не будет приписан необработанной эмоции, и эта коллективная деятельность интроецируется как "аппарат для мышления" (Бион, 1963, с. 31), – центральный компонент альфа функции, с помощью которой происходит научение через опыт переживания, извлечение уроков из опыта. Таким образом альфа функция является главной концепцией, в которой фантазия и контейнер / контейнируемое (♀♂) являются факторами (Браун, в печати). Бион использует знак ♀♂ для отсылки к двум явлениям: отношения контейнера / контейнируемого между матерью и младенцем, также для обозначения «аппарата для мышления». Это может показаться запутанным на первый взгляд, особенно для такого автора как Бион, который столь точен, но мне кажется, здесь имеет место его намерение передать сложную связь, соединяющую эти два фактора альфа функции, т.е. связь между ранними отношениями мать / ребенок и аппаратом, предназначенным для мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: