Предложение денег

Предложение денег – вторая сила, которая во взаимодействии со спросом определяет конъюнктуру денежного рынка. Как и спрос на деньги, их предложение явл. явлением остатка (избытка).

Суть предложения денег состоит в том, что экономич. субъекты в любой момент имеют в своем распоряжении определенный запас денег, который они могут в благоприятных условиях направить в оборот.

Необходимо рассмотреть формирование предложения денег на микро- и макроуровне.

На микроуровне предложение денег тесно взаимодействует со спросом на них как его альтернатива. Если фактический запас денег у отдельного участника рынка превышает его спрос на них, то он предлагает эти деньги рынку для продажи. На этой основе формируется предложение денег индивидуальными участниками денежного рынка.

На макроуровне предложение денег формируется несколько по-другому. Считается, что все эк. субъекты одновременно не могут предложить рынку денег больше имеющегося у них их запаса. Поэтому предложение денег на этом уровне ограничивается всей совокупностью денег, имеющихся в распоряжении субъектов денежного оборота. Т.е. совокупная денежная масса в обороте явл. границей предложения денег (никакие стимулирующие факторы, наприм. повышение %, не могут увеличить предложение денег выше этой границы). Если спрос на них увеличивается свыше этой границы, он может быть удовлетворен только за счет дополнительной эмиссии денег (поэтому эмиссия денег рассматривается как увеличение предложения денег на ДР, а изъятие денег из оборота – как сокращение предложения денег. (*При таком подходе увелич-е предлож-я денег – результат действия банковской сферы, т.е. внешнего фактора).

(*Исходя из сказанного, необходимо правильно определить соотношение предложения и спроса на деньги как составляющих ДР: какая из них явл первичной. Без правильного ответа на этот вопрос невозможно правильно определить объективные границы предложения денег, а, значит, и эмиссии денег)

Поскольку из двух сил ДР спрос на деньги изменяется под влиянием объективных факторов, формирующихся в секторе реальной эк-ки, а предложение денег имеет преимущественно экзогенный (внешний, субъективный) характер, то спрос на деньги явл. первичным фактором во взаимодействии с их предложением. И поэтому предложение денег должно в своей динамике постоянно подстраиваться под изменение спроса на них. Только при этом условии влияние субъективного фактора на конъюнктуру ДР будет минимизировано, а изменения ключевых индикаторов рынка (массы денег, уровня %, уровня инфляции) будут объективными и не будут иметь разрушительных последствий.

Признание спроса на деньги объективной границей для предложения денег, а самого предложения – результатом деятельности банков может создать впечатление, что задачей монетарной политики банковской системы явл. чисто техническое «подтягивание» денежной массы к спросу на деньги при изменении его объема. Но это только поверхностное впечатление. За ним скрывается довольно сложный процесс увеличения массы денег, на который, кроме решений ЦБ, влияет значительное количество факторов, кот-е могут деформировать предложение денег, отклоняясь от спроса на них.

(*Предложение денег на рынке зависит от ряда макро- и

микроэкономических Факторов*:

1. От нормы обязательного резервирования (чем ниже норма, тем больше ПД)

2. От операций центробанка на открытом рынке.

3. От объема рефинансирования центр. банком коммерческих банков.

4. От валютных интервенций (купля или продажа валюты) центр. банка.

5. От динамики учетной ставки центр. Банка (выше ставка, меньше ПД).

6. От ставки депозитного (вкладного) % (выше ставка, больше ПД)?.

7. От объемов богатства эк-ких субъектов (больше богатство, больше ПД).

8. Уровня тенезации эк-ки в стране (меньше ПД).

9. Степени доверия эк-ких субъектов к банковской системе страны (меньше доверие, меньше ПД).

* Факторы, виляющ. на предложение денег – самостоятельно по Савлуку «Гроші та кредит».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: