Спрос на деньги

Спрос на деньги – одно из ключевых и сложнейших явлений денежного рынка. Его изучение стало центральной проблемой современной теории денег, т.к. оно открывает возможности эффективного регулирования рынка денег через механизмы и инструменты ден.-кред. политики.

Спрос на деньги выступает как запас денег, который хотят иметь в своем распоряжении экономич-е субъекты в определенный момент.

Если такой запас денег рассматривать как элемент богатства, которым владеют эк. субъекты, то спрос на деньги можно трактовать как их желание иметь определенную часть своего портфеля активов (богатства) в наиболее ликвидной форме (см. Портфельный подход к сущности денег – Тема 1). Если собственники портфеля активов отдают предпочтение этой ликвидной форме, - это означает увеличение спроса на деньги. Такой подход к изучению спроса на деньги был применен Дж. М. Кейнсом. Он назвал его «Теорией предпочтения ликвидности».

Трактовка спроса на деньги как явления остатка (излишка) обусловливает существенное его отличие от спроса на доход, который выступает явлением потока. Хотя эти 2 явления тесно переплетаются, они не совпадают ни по объемам, ни по направлениям и динамике движения.

(**Пример: Экономич. субъект хочет иметь в этом месяце доход 9 тыс грн., а запас денег на конец месяца – 3 тыс. грн. Если на начало месяца у него не было запаса денег, то это означает, что его спрос на деньги увеличился на 3 тыс.грн. Для его удовлетворения из дохода 9 тыс.грн. он должен потратить на текущие нужды 6 тыс.грн., а 3 тыс.грн. отложить в запас. Однако он может удовлетворить свой спрос и другим путем: продав часть имеющихся в его портфеле активов, не относящихся к запасу денег – акции, автомобиль, квартиру, - а выручку поместить в запас.

Это означает, что спрос на деньги не только по сути отличается от спроса на доход, но и имеет относительно самостоятельные источники удовлетворения)

При таком понимании спроса на деньги, это явление приобретает важное значение в практике управления денежной сферой. Наличие спроса на деньги означает, что в его пределах экон. субъекты будут держать деньги у себя, не «выбросят» на товарный, валютный или фондовый рынки и не нарушат сформированное на них равновесие. Поэтому увеличение спроса на деньги расширяет экономич-ю границу эмиссии денег, их увеличение не принесет вред указанным рынкам и будет безинфляционным.

В вопросе формирования спроса на деньги существенное значение имеет то, для каких целей (почему?) экономич-е субъекты накапливают деньги и какие мотивы побуждают их к этому (*правильный ответ создает базу для определения экон-х факторов, влияющих на динамику спроса на деньги – о них-позже).

Цели (они вытекают из самих функций денег) накопления денег

могут быть следующие:

1) создание запаса покупательных и платежных средств, достаточного для удовлетворения текущих потребностей экон-х субъектов (т.е. спрос на текущий запас платежных средств);

2) долгосрочное накопление денег в качестве капитала как формы богатства способной приносить собственнику доход в виде % (т.е. спрос на постоянный запас денег как форму богатства);

3) одновременно и 1-я и 2-я цель.

В соответствии с указанными целями выделяют три группы

Мотивов (движущая (побуждающая) сила) формирования спроса на деньги:

1) трансакционный (операционный) – когда накопление (создание запаса) осуществляется для совершения текущих платежей (чтобы поддержать на должном уровне свое личное и производственное потребление). Это – текущая или операционная касса (наличные деньги и вклады до востребования).

2) мотив предвидения – когда субъекты денежного рынка стремятся создать запас денег как ресурс покупательной способности с тем, чтобы в любой момент удовлетворить непредвиденные потребности (возникшую потребность в товарах и услугах (болезнь, поломка авто, аварии на производстве)) или воспользоваться преимуществами неожиданных возможностей (купить товар в случае неожиданного снижения цен, купить ц.б. по низкой цене с намерение продать их при подорожании). Т.е. это своеобр. гарантия безопасности (страх. резерв).

3) спекулятивный мотив – когда экон. субъекты хотят иметь в своем распоряжении определенный запас денег с тем, чтобы в благоприятных условиях выгодно вложить их (превратить их в высокодоходные фин. инструменты), а при риске снижения доходности фин. инструментов – перевести их в денежную форму (которая хотя и малодоходная, на безрисковая). Эта идея (спекул. мотива) привнесена в экон. теорию Кейнсом.

Выяснив мотивы, которыми руководствуются экономич. субъекты при накоплении денег, можно определить факторы, влияющие на эти мотивы, а значит и на динамику спроса на деньги:

1. Объемы производства (объемы НД) – ключевой фактор, т.к. чем больше объем пр-ва ВВП (НД), тем больше объем операций по его реализации и тем больше должен быть запас денег для выполнения этих операций..

2. Уровень цен (влияние прямо пропорциональное).

3. а) Скорость оборота денег – действует на макроуровне (влияние обратно пропорциональное). *Спрос на деньги тесно связан со скоростью обращения денег: чем выше спрос на деньги, тем дольше они находятся в распоряжении экономич. субъектов и тем медленнее будет скорость их обращения.

Т.к. спрос на деньги постоянно изменяется, то, следовательно, меняется и скорость их обращения. При возрастании скорости обращения денег вследствие уменьшения спроса на них возможно снижение размеров неплатежей между участниками денежного рынка. Замедление же скорости обращ-я денег в связи с ростом спроса на них сдерживает влияние увеличения денежной массы в обращ-и на конъюнктуру рынка, тормозит инфляционные процессы в стране.

Итак, из вышесказанного следует, что в соотношении «спрос - скорость» денег определяющим является спрос, именно он влияет на скорость обращ-я денег.

б) Норма % - действует на микроуровне (связь прямо пропорцион-я).

4. Уровень ожидаемого дохода на альтернативные деньгам активы (обратно пропорцион-я зависимость).

5. Накопление богатства (для увеличения своего богатства субъект должен создать запас денег, что увеличивает спрос на них).

6. Инфляция – оказывает понижающее влияние на спрос на деньги, т.к. они обесцениваются.

7. Ожидание ухудшения конъюнктуры рынка. Ухудшение конъюнктуры (уменьшение товарного предложения, усиление товарного дефицита, ухудшение качества продукции и т.д.) снижает спрос на деньги, т.к. эк. субъекты в этом случае отдадут предпочтение накоплению богатства в товарной форме, а не в денежной.

С учетом вышеуказанных факторов формулу объема спроса на деньги можно записать в следующем виде:

ОСД = 1.+2. – 4. + 5. – 6. – 7.

Фактор №3 некоторые экономисты считают стабильным и поэтому в формулу не включают.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: