Развитие контрольных органов

Год Учреждение Функции
  Счетный приказ Проверка раздачи полкового жалования
  Ближняя канцелярия Аналитическая работа в области финансов, армейских вопросов
1699– 1712 Сенат в лице обер-комиссара сенат­ской канцелярии Контроль приходных и расходных операций губерний
  Ревизионная коллегия Счет всех государственных доходов и расходов
  Ревизионная кол­легия переименова­на в Ревизионную контору Сената Счет всех государственных доходов и расходов
  Учреждение для управления губер­ниями Всероссий­ской империи Производство ревизий счетов губернских учреждений
  Экспедиция ревизии счетов Контроль доходов и расходов госу­дарства, сохранности денежных средств

2. Сущность, роль и значение контроля в условиях рыночной экономики.

Контроль — это система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, определение результатов управлен­ческих воздействий на управляемый объект и отклонений, допу­щенных в ходе выполнения этих решений.

В стране действуют значительное количество федеральных законов, указов, постановлений, в которых регулируется контрольная и надзорная деятельность. Переход к рыночной экономике требует новых подходов к управлению. Предприятиям и фирмам предоставлены права самостоятельно действовать в соответствии с принятой учетной политикой и международными стандартами бухгалтер­ского учета и отчетности.

Сущность контроля как функции управления выражается в том что:

· он служит универсальным средством получения информации, однако не позволяет определить мероприятия для нормального функционирования объекта контроля;

· не являясь универсальным средством получения информации, он позволяет определить мероприятия для нормального функционирования объектов контроля.

Контроль на предприятии (контроллинг) включает в себя текущий сбор и обработку информации, проверку отклонений фактиче­ских показателей деятельности фирмы от нормативных или пла­новых и, что более важно, — подготовку рекомендаций для при­нятия решения.

Контроль выявляет слабые стороны предпринимательской деятельности, позволяет оптимально использовать ресурсы, вво­дить в действие резервы, а также избежать банкротства и кризис­ных ситуаций. Контроль на предприятии включается в процесс управления, установление целей, разработку бизнес-планов, бюд­жетов, мониторинга, оперативной работы, отклонений от наме­ченных целей на всех этапах жизни товара: от его создания до реа­лизации. В современных условиях при создании новых изделий, организации работы, научных исследованиях и опытно-конст­рукторских разработок (НИОКР), получение достижений в науке и технике роль контроля будет усиливаться.

Понятие «контроль в управлении» следует рассматривать в трех основных аспектах:

· контроль как систематическая и конструктивная деятель­ность руководителей, органов управления, одна из их основ­ных управленческих функций, т. е. контроль как деятель­ность;

· контроль как завершающая стадия процесса управления, основой которой является механизм обратной связи;

· контроль как неотъемлемая составляющая процесса при­нятия и реализации управленческих решений, непрерывно
участвующая в этом процессе от его начала и до завершения.
Наряду с внутренним контролем, внутрихозяйственным расче­том, созданием мер по ограничению риска и безопасности хозяй­ственной деятельности фирмы большое значение в финансовой и налоговой сфере в современной обстановке имеет ревизия — как инструмент контроля. Неплатежи, задержки заработной платы, налоговое бремя, инфляция и нестабильность экономики в стране требуют со стороны государства радикальных мер, соответствую­щих международным стандартам: проверок финансовых результатов, правил документооборота и контроля учетной политики.

Эти функции контроля и ревизий в стране выявляют фирмы, укрывающиеся от налоговых платежей, нарушения в использовании бюд­жетных ассигнований. Наполняемость бюджета и внебюджетных фондов позволит своевременно выдавать заработную плату, пен сии и стипендии, пособия, улучшить социальную помощь, финан­сировать в должной мере здравоохранение, образование, право­охранительные органы и финансировать в должной мере.

Государство контролирует предприятия всех форм собствен­ности с помощью эффективных форм контроля – общего контроля над предприятием, экономического контроля и финансового контроля.

Объектом финансового контроля выступает как бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, так и весь процесс финан­сово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отноше­ний. Этим определяется большая роль и значение финансового контроля как основного элемента государственного контроля и управления.

Субъектами государственного финансового контроля являют­ся государственные органы и структуры предприятия с государ­ственным участием, организации полностью или частично фи­нансируемые из бюджета, организации и предприниматели в части уплаты налогов в бюджет.

Обязательность и необходимость контроля признается во всех развитых странах и отражена в международных документах. «Организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом», — отмечено в принятой IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г., Лимской Декларации руководящих принципов контроля.

Контроль одновременно является самостоятельной функцией управления и завершающей стадией процесса управления. Как и всякий другой процесс, управление можно условно разделить на стадии, основные из которых показаны на рис. 1.1. В виде самостоятельной функции контроль имеет место на всех стадиях управления.

Рис. 1. Управлние как прцесс

Многогранность контроля обусловлена многоплановостью управленческой деятельности. Поскольку любая общественная и индивидуальная деятельность направлена на достижение конкретных целей, например цели экономики — удовлетворение личных и общественных потребностей в материальных и духовных благах, то соответственно всякое управление в целом связано с достижением этих целей. Учитывая, что контроль обслуживает управление экономикой, его конечными целями также являются цели управления экономикой.

Основой существования любого государства является осуществление им своих функций, которые в свою очередь должны быть обеспечены материально-финансовой базой. Источником образования материально-финансовой базы, обеспечивающей функционирование экономических субъектов, а также государства, выступает хозяйственная (экономическая) деятельность. Хозяйственная деятельность экономических субъектов — это деятельность, связанная с процессами производства и реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг или продажи товаров, необходимых потребителям.

В процессе хозяйственной деятельности между экономическими субъектами, а также между ними и государством возникают финансовые отношения, т.е. денежные отношения, связанные с формированием собственных и привлечением заемных средств, их использованием на финансирование затрат и инвестиций, образованием и распределением полученной выручки и прибыли.

Совокупность хозяйственной деятельности экономических субъектов и возникающих в ее процессе финансовых отношений представляет собой финансово-хозяйственную (финансово-экономичес­кую) деятельность экономических субъектов.

Часть результатов, получаемых хозяйственными субъектами от осуществления финансово-хозяйственной деятельности, в виде налогов и других обязательных платежей направляется в общегосударственный денежный фонд — государственный бюджет и в государственные внебюджетные фонды. Средства государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов используются для государственного регулирования экономики, стимулирования хозяйственной конъюнктуры, финансирования социальных программ, науки и культуры, здравоохранения и образования, пенсионного обеспечения граждан, вооруженных сил, формирования финансовых и материальных резервов, содержания органов государственного управления и на другие общественные нужды.

Финансово-хозяйственные отношения осуществляются в соответствии с установленными государством законами, нормами и правилами, определяющими права, обязанности и ответственность участвующих в них субъектов. Соблюдение прав, выполнение обязанностей и несение ответственности участниками финансово-хозяй­ственной деятельности обеспечивается посредством управления и финансово-хозяйственного (финансово-экономического) контроля.

Контроль за соблюдением прав, выполнением обязанностей и несением ответственности участниками финансово-хозяйственной деятельности осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами специально уполномоченными органами разных уровней государственного устройства (федерального, субъектов Федерации и муниципального), а также негосударственными организациями и физическими лицами.

Финансовый контроль можно определить как регламентированную нормами права деятельность уполномоченных государственных, муниципальных органов, а также негосударственных организаций, органов и лиц, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений правовых норм и управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование экономической системы государства и ее элементов.

Большинство ученых и специалистов подразделяют экономический контроль на финансовый и финансово-хозяйственный (или финансово-экономический). По мнению автора, такое подразделение контроля не вполне оправдывает себя по следующим причинам.

С одной стороны, всякая экономическая деятельность, подлежащая или подвергаемая контролю, опосредуется финансовыми (денежными) отношениями, т.е. отношениями формирования (аккумулирования), распределения и перераспределения средств денежных фондов. Под денежными фондами в данном случае следует понимать денежные средства (собственные, заемные, целевые), которые субъекты экономической деятельности аккумулируют на своих банковских расчетных и текущих счетах, на счетах в органах Федерального казначейства и в кассе. Эти денежные фонды распределяются на фонды, предназначенные для осуществления текущей основной деятельности, фонды потребления и накопления для расчетов по основной деятельности, по заработной плате с сотрудниками и дивидендам с участниками и акционерами, для расчетов с бюджетом и государственными и негосударственными внебюджетными фондам, а также для других целей.

В процессе экономической деятельности все расчеты осуществляются, как правило, в денежной форме. Однако, даже если такие расчеты совершаются в натуральной форме или в форме зачетов взаимных требований, то и в этих случаях выполняемые хозяйственные операции учитываются в денежном выражении и, следовательно, выражают финансовые отношения. Финансовыми отношениями опосредуются все экономические (хозяйственные) взаимоотношения как между субъектами коммерческой и некоммерческой деятельности, так и между субъектами хозяйственной деятельности и государством, включая и его субъекты (субъекты Российской Федерации, муниципальные образования и т.д.). Из этого следует, что всякий экономический контроль, связанный с образованием, распределением и обращением денежных фондов и с участием денежных средств, является финансовым.

С другой стороны, поскольку любые финансовые отношения опосредуют экономические (хозяйственные) взаимоотношения субъектов хозяйственной деятельности, в том числе государства и его субъектов, постольку они являются экономическими (хозяйственными). Контроль за такой деятельностью невозможен без исследования происходящих хозяйственных процессов. Следовательно, контроль, осуществляемый за такой деятельностью, является экономическим (хозяйственным).

В чистом виде финансовый контроль может существовать, если это контроль за выполнением заранее определенных в денежном выражении плановых либо расчетных параметров финансовых взаимоотношений при выполнении денежных взаиморасчетов и обязательств на конкретную дату или в определенные сроки (например, контроль путем простого выявления отклонений фактических денежных показателей от расчетных, плановых или договорных, возникающих между субъектами денежных взаиморасчетов на конкретную дату или за определенный период). Так, финансовым контролем в чистом виде может быть признан контроль за полнотой и своевременностью осуществления расчетов между участниками бюджетного процесса по заранее определенным денежным параметрам на определенную дату или за определенный период без исследования причин образования отклонений. Контроль за полнотой и своевременностью расчетов по денежным обязательствам участников договорных отношений на конкретную дату или за определенный период, без выявления причин возникших отклонений, также является финансовым контролем в чистом виде. Такой контроль позволяет выявлять отклонения в полноте и своевременности осуществления денежных взаиморасчетов. Установление причин отклонений, выявленных в процессе проведения финансового контроля, требует исследования хозяйственных операций и управленческих действий по их осуществлению, а это уже финансово-хозяйственный (экономический) контроль.

Только такой контроль может быть признан финансовым, в процессе осуществления которого сопоставляются установленное время и денежные суммы взаиморасчетов и определяются отклонения, но опускается исследование конкретных фактов хозяйственной и управленческой деятельности. Однако контроль в рассматриваемом нами аспекте практически не бывает чисто финансовым или чисто хозяйственным. В основном в процессе контроля всегда затрагиваются вопросы финансовых отношений и хозяйственной (экономической) деятельности.

Таким образом, «финансовый контроль», «экономический контроль», «финансово-экономический» контроль и «финансово-хозяйственный» контроль — понятия практически неразрывные, близкие по смыслу, почти равнозначные (тождественные). Однако при одностороннем и узком рассмотрении финансовый контроль определяет только следствие (последствие) финансовых взаимоотношений, тогда как финансово-экономический контроль исследует совокупность причин и следствий (последствий). Учитывая, что контроль редко ограничивается только определением следствий (последствий), в наибольшей степени действительному содержанию рассматриваемой нами категории — «контроля» — соответствует понятие «финансово-экономический контроль». В то же время понятие «финансовый контроль» применимо, когда целью контроля является установление несоответствий в денежных расчетах субъектов финансовых взаимоотношений.

Роль финансового контроля в управлении экономикой в условиях рынка определяется его целями, функциями, задачами, принципами и основным содержанием, которое составляют:

· обеспечение качественного и эффективного финансово-хозяйственного управления, соблюдение финансового законодательства субъектами финансовых отношений;

· защита интересов всех субъектов хозяйствования и управления, государства в целом и его граждан;

· содействие проводимой государством единой социальной, хозяйственной, финансовой, налоговой, кредитной и денежной политике;

· выявление внутренних резервов использования финансовых ресурсов во всех сферах производства и распределения общественного продукта;

· укрепление экономической системы страны.

В современных условиях контроль обеспечивает возможность осуществлять управление деятельностью общества и его обособленными организациями, а также складывающимися в нем социально-экономическими отношениями. Таким образом, в реальной действительности контроль является неотъемлемой частью всего процесса управления и не может существовать без взаимосвязи с ним.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: