Разработчик текста лекции должен отлично знать излагаемый материал, занимать должность профессора, доцента, старшего преподавателя или преподавателя, если он допущен к чтению лекций решением Ученого совета.
Разработка лекции начинается с уяснения исходных данных и составления календарного плана разработки лекции.
Исходные данные содержатся в тематическом плане изучения дисциплины, где определены тема лекции, учебные вопросы, основное их содержание и учебное время. При необходимости содержание темы и вопросов может уточняться по программе дисциплины и рабочему учебному плану.
Затем разработчик уясняет место и роль данной лекции в курсе учебной дисциплины, взаимосвязь лекции с предыдущими и последующими занятиями, ее структурно-логическую связь с другими учебными дисциплинами, определяет учебные цели и основное содержание лекции, методы обучения, подбирает необходимый набор примеров из деятельности правоохранительных органов.
Кроме того, следует определить, какие качества необходимо воспитывать у обучаемых при чтении лекции и сформулировать воспитательные цели.
|
|
После этого составляется календарный план разработки лекции, в котором предусматривается: изучение руководящих документов и другой литературы; составление плана-конспекта и его обсуждение на заседании методической секции, написание лекции, согласование ее содержания, при необходимости, с заинтересованными специалистами (начальниками служб), подготовка иллюстративного материала, обсуждение текста лекции на заседании кафедры (МС); доработка лекции после обсуждения; оформление материалов лекции; тренировка в чтении лекции. Календарный план составляется в произвольной форме.
Подготовленный текст лекции включает введение, учебные вопросы| (основную часть) и заключение.
Во введении обосновывается актуальность темы, излагается основная идея лекции, устанавливается связь данной лекции с предыдущими и последующими занятиями. Введение должно быть кратким, его цель - подготовить обучающихся к восприятию существа излагаемых учебных вопросов лекции.
Рассмотрение учебных вопросов составляет основную часть лекции. Вопросы излагаются с учетом последних достижений науки, требований нормативных правовых актов и современных педагогических технологий.
Каждое теоретическое положение лекции должно быть обоснованно и доказано с применением наиболее целесообразных методических приемов. Доказательства нужно строить на соответствующих сравнениях и расчетах, подкрепленных опытом и практикой деятельности органов внутренних дел.
В лекциях прикладного характера, кроме того, целесообразно предусматривать практические рекомендации, т.е. не только раскрывать содержание работы («Что делать»), но и определять пути решения задач («Как делать»). При изложении проблемных вопросов раскрывается сущность рассматриваемой проблемы, анализируются современные взгляды на пути ее решения.
|
|
Каждый учебный вопрос заканчивается раскрытием перспектив развития его теории и практики, а также краткими выводами, логически подводящими к последующему вопросу лекции. Лекцию завершает краткое заключение, в котором подводится итог изложенного и даются рекомендации по самостоятельной работе для углубления и расширения знаний по данной теме. Текст, лекции разрабатывается, как правило, на двухчасовое занятие и может иметь объем 25-30 страниц машинописного текста. Параметры страницы: верхнее поле - 1,5 см, нижнее поле - 1,5 см, правое поле – 2 см, левое поле - 2 см.
Повышению эффективности лекции способствуют удачно подобранные демонстрационные материалы и технические средства обучения. На одну двухчасовую лекцию рекомендуется иметь до 3-5 схем и таблиц, или 5-8 слайдов, или 1-2 схемы и диафильм на 4-6 кадров (видеофильм на 5-6 мин.). Целесообразно использование классной доски для разъяснения сложных вопросов. Отпечатанная лекция, обсужденная на заседании кафедры и утвержденная соответствующим начальником, является фондовым методическим документом кафедры. Лекции, как правило, печатаются в 2 экземплярах, оба экземпляра хранятся на кафедре (один изних - в методическом кабинете кафедры). Все экземпляры секретных и грифованных текстов лекций хранятся в специальной библиотеке.
Форма № 2
УТВЕРЖДАЮ |
Начальник кафедры |
полковник полиции |
Н.П. Синицын |
«___» ________ 20__ г. |
План
чтения лекциипо уголовному праву
Тема: (наименование темы)
I. Учебные и воспитательные цели:
1. _____________________________________________________________
2. _____________________________________________________________
3. _____________________________________________________________
Лекционный поток (уч. группы)
Время: _________________________________________________________
Место: _________________________________________________________
II. Учебно-материальное обеспечение:
1. Наглядные пособия (схемы, таблицы, видеофильмы и др.).
2. Технические средства обучения
III. Литература для самостоятельной работы курсантов (слушателей) по теме лекции:
Нормативные правовые акты
Основная:
1.
2.
3.
Дополнительная:
1.
2.
IV. Учебные вопросы и расчет времени
№ п/п | Учебные вопросы и их краткое содержание | Время | Наглядные пособия и ТСО |
I. | Вводная часть (вступительное слово) | ||
II. | Учебные вопросы (основная часть) 1. 2. 3. | ||
Заключительная часть |
Разработал:
должность, специальное звание, подпись и фамилия автора.
Дата подготовки.
Предложения лектора по совершенствованию методики чтения лекции:
[1] Лукашев М. «Под контролем», «Профиль» — 2002., № 19
[2] Начинкин Д. - «Эволюция казначейской службы в России»/ «Финансы» - 2002 №5,