double arrow

Взаимосвязь функций контроля и процесса управления экономикой

Функции и задачи контроля многогранны так же, как и функции управления (рис. 1.2). К основным функциям, кроме собственно-контрольной, которые выполняет финансово-экономический контроль, относятся следующие.

Предупредительная функция (профилактическая и правоохранительная).

-профилактическая – означает выявление причин и условий совершения правонарушений и их последующее устранение. Как отмечалось, контроль присутствует на всех стадиях процесса управления. Предупредительная функция проявляется на стадиях: постановки проблемы, подлежащей решению; принятия решения о цели, подлежащей достижению; планирования мероприятий по достижению цели. На указанных стадиях контроль позволяет предупредить нарушения действующего законодательства, выявить еще на стадии прогнозов и планов дополнительные финансовые резервы, пресечь попытки нерационального использования средств.

Предшествуя принятию экономических решений, совершению хозяйственных и финансовых операций, контроль носит предупреждающий характер. Он имеет большое значение, когда проводится перед введением новых нормативных актов или принятием решений экономического содержания, регулирующих экономические аспекты государственной политики и финансово-хозяйственную деятельность экономических субъектов, способствуя предупреждению ошибок в будущем.

- правоохранительная функция как средство обеспечения законности направлена напресечение неправомерных действий должностных лиц и граждан, виновных в недостатках и нарушениях, и связана с привлечением к ответственности, а так же применения к этим усубъетам мер воздействия.

Регулятивная функция (корректирова причин отклонений). Эта функция контроля заключается в разработке предложений по устранению выявленных отклонений в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Она проявляется на стадиях: реализации мероприятий по достижению цели; регулирования мероприятий по достижению поставленной цели.

Осуществляемый в процессе реализации мероприятий по достижению цели и в ходе совершения хозяйственных и финансовых операций контроль, опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, позволяет оперативно реагировать на быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, принимать корректирующие решения и меры, предупреждающие возможность возникновения потерь и убытков.

Оценочно-аналитическая функция (функция выявления отклонений, функция анализа причин отклонений).

функция выявления отклонений вклбючает в себя широкий спектрдеятельности в испаолнении законодательства; отклонений в формировании доходной части и использовании расходнеой части бюджетов; отклонения в сфере финансовой деятельности министертсв, ведомств и других хозяйствующих субъетов.

Эта функция контроля проявляется на каждой стадии процесса управления, и особенно на стадии анализа и оценки результатов деятельности по достижению поставленной цели. Методы экономического анализа широко используются непосредственно в процессе осуществления контроля. Однако и результаты самого контроля также подвергаются анализу, на основании данных которого дается оценка ситуации, сложившейся на конкретном этапе продвижения к намеченной цели.

Задачи финансового контроля многообразны и определяются его целями и функциями. Общими задачами финансово-экономического контроля являются:

· обеспечение соблюдения действующего законодательства;

· обеспечение эффективности планирования финансово-экономической деятельности;

· обеспечение правильности ведения учета и составления отчетности по финансово-экономической деятельности;

· обеспечение соблюдения прав и сохранности имущества собственников;

· установление целесообразности операций по ведению финансово-экономической деятельности;

· анализ, установление и оценка состояния субъектов финансово-экономической деятельности;

· выявление резервов роста финансово-экономического потенциала участников финансово-экономической деятельности;

· применение мер к лицам, ответственным за нарушения финансово-экономического законодательства.

Задачи финансового контроля, конечно, данным перечнем не исчерпываются и могут меняться вместе с изменениями, происходящими в сфере финансово-экономической политики государства. Задачи контроля могут уточняться и конкретизироваться в зависимости от целей и задач органов и лиц, осуществляющих контроль, и самих объектов контроля.

Поскольку контрль является одной из функций управления, он базируется на общих принципах управления, на которых основан процесс как государственного управления, так и управления конкретным хозяйствующим субъектом. Принципы контроля преставлены на рисунке 3.

       
   
Принципы контроля
 
 


Рис. 3. Принципы контроля

Принцип соответствия является главным принципом контроля означает, что содержание и организация контроля, его цели и задачи должны соответствовать задачам и функциям, стоящим реред государством и экономическими субъектами на данном этапе социально-экономического развития, а так же целя и задачам, стоящим перед контрольными органами, организациями и лицами. Из принципа соответствия вытекают остальные принципы.

Принцип системности означает, что при проведении контрольных мероприятий должны рассматриваться все объекты контроля и вся систма его взаимосвязей по вертикали и горизонтьали. Принцип системности тесно связан с с принципом всеобщности и подразумевает необходиость обеспечения такой степени охвата различных граней контролируемого процесса, которая гарантировала бы объективность результатов контроля. Этот принцип предполагнает так же периодчность проведения контроля мероприятий в одних и тех же эжоноических субъектах, в том числе повторных проверок по устранению ранее выявленных нарушений и недостатков.

Принцип всеобщности означает, что всякая социальная экономическая деятельность, совершаемая в государстве, должна системно и комплесно контролироваться в целях установления её законности, целесобразности, эфеективности, полноты выполнения и соблюдения установленных сроков.

Принцип непрерывности заключается в том, что все объекты контроля подлежат постоянно осуществляемому субъектами контроля предварительному оперативному и периодическому последующему контролю. Т.о., обеспечивается постоянное наблюдение за ходом выполнения планов и производственных программ, а так же принятие мер покорректировке деятельности по мере выявления отклонений от заданных условий.

Принцип объективности предполагает правильное, полное и объективное объяснение результатов контроля на основе сопоставления содержания проверенных фактов с нормами законов, положениями инструкций и распоряжений руководящих органов, регулирующими проверяющую деятельность и действия должностных лиц при её выполнении.

Принцип независимости станавливает недопустимоть какого-либо силового материального или морального воздействия на субъект контроля.

Принцип гласности втекает из сущности контроля, проводимого в интересах государства. Результаты контроля доводят до сведения коллектива, чья деятельность проверялась, вышестоящих органов упраления, так же в необходимых лучапях и до средств масовой информации.

Принцип эффективности проявляется в своевременности и полноте выявления отклонений от заданных условий, причин и виновников этих отклонений, а также оперативности в исправлении отрицательных результатов и обеспечении возмещения нанесения материального ущерба. На эффективность контроля существенное влияние оказывает качество самого контроля и квалификация лиц его осществляющих. Задача контроля состоит не только в том, чтобы установить отклонения, нарушения и недостатки, но и в оказании помощи органам управления экономического субъекта по искренению причин их повлекших.

Принцип научност и означает, что контроль осуществляется путем применения научно обоснованных методов иприемеов, установления степени соответствия практики управления ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта согласно задачам экономической политики государства.

Принцип плановости предопределяется природой управления и необходимостью целеполагания. Субъекты контроля осуществляют свою работу на основе годовых, квартальных и месячных планов проведения нтрольных мероприятий. Каждому такому мероприятию должно предшествовать предвариьтельное изучение объекта контроля в строгом соответствии с законодательством, обеспечение охраны интересов государства и общества в целом, а так же юридических и физических лиц в частности. Основу оценки законности действий контролируемых организаций и лиц составляют требования нормативных правовых актов. В то же время субъекты контроля сами должны действовать в строгих рамках действющего закнонодательства в пределах пределенных и задач, функций и полномочий.

Принцип ответственности непосредственно вытает из принципа законности предполагает предусмотренную законодательством и нормативными актами ответственности субъектов, проводящих финансовый контроль, за соблюдение законов и правовых актов, а также ответственность за достоверность информации финансового эконоиечского контроля.

Заключение (текст заключения)

Разработал:

Зам. Начальника кафедры БУАиА

Полковник полиции, к.э.н. Л.Н. Смирнова

Дата подготовки лекции



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: