В предыдущих разделах указывалось, что физические и химические особенности атмосферы на пути перелета могут иметь вспомогательное значение для ориентации птиц. Это положение высказывалось разными исследователями наряду с утверждением о том, что у птиц должно быть развито особое чувство осязания, чтобы улавливать состояние атмосферы. Предполагалось, что таким органом являются воздушные мешки, но оказалось, что голуби, у которых воздушные мешки удалены, ориентируются нисколько не хуже.
Многие животные весьма чувствительны к изменениям атмосферного давления, что проявляется и у птиц, например, у черных стрижей. Поэтому, вероятно, атмосферные условия в разных районах на путях перелетов птиц могут использоваться как «путевой ориентир» наряду со зрительными и слуховыми ориентирами. Однако до сих пор нет никаких свидетельств ориентации перелетных птиц по состоянию атмосферы. По-видимому, это пока лишь гипотеза.
Ветры тоже упоминались как вспомогательное средство для ориентации перелетных птиц. Ясно, что они используются многими видами для навигации. При этом, в частности, пассаты играют роль в перелетах многих морских птиц, но отсюда вовсе не следует, что эти ветры способствуют ориентации. В то же время надо сказать, что перелетные птицы, возможно, получают из атмосферы важную информацию, способствующую их ориентации. В этой же связи надо упомянуть электрические явления в атмосфере. Предполагают, что особенно интенсивный перелет происходит при прохождении фронтов, сопровождающихся повышенной электрической активностью. Оказалось, что стаи более крупных птиц реагируют при встрече с очень мощными радиоволнами, словно они подверглись воздействию града. Мелкие же птицы не отражаются на экранах радиолокаторов.
|
|